Смерть под винтом

Катера, "моторки" и прочий быстроходный водный транспорт зачастую приобретают для того, чтобы потешить свою лихую натуру. Но отсутствие прав и агрессивное поведение на воде приводит к страшным последствиям.

Статистика происшествий, связанных с неграмотным и неправомерным использованием маломерных судов, выглядит сегодня весьма плачевно.

В Волгограде в минувшие выходные столкнулись два катера. Да так, что пассажир одного их них попал под гребной винт другого судна и получил серьезные травмы ног. В результате, мужчину в тяжелом состоянии отправили в городскую больницу имени Пирогова. Каким образом пути катеров пересеклись на водной шири могучей Волги? Почему не был заглушен мотор сразу же после столкновения? Полную картину, разумеется, установит следствие. Однако уже сейчас есть большие подозрения, что кто-то из "капитанов" был нетрезв.

В Новосибирской области молодой парень, не имевший прав на управление водным транспортом, тем не менее, сел за руль катера своего отца. Прогулка по Обскому водохранилищу в компании друзей закончилась трагедией: подросток не рассчитал скорости судна и задел купавшегося пенсионера. Пожилому мужчине винтом  отрубило обе ноги. Пострадавшего не спасла даже срочная госпитализация: через несколько часов он умер в больнице.

Еще один пожилой человек стал жертвой подобного происшествия уже в Подмосковье. Купавшийся в Серебряном Бору ветеран Великой Отечественной войны погиб после наезда на него прогулочного катера, шедшего на полном ходу. А вот виновник трагедии,  скрывшийся с места происшествия и уже объявленный в розыск, живет и здравствует.

И уж совершенно дикая история случилась на Пироговском водохранилище в Подмосковье. В нарушение всех мыслимых правил яхта под управлением жителя столицы  шла здесь вдоль береговой линии. В итоге судно своими винтами нанесло страшные повреждения 25-летней девушке. От полученных тяжелейших травм она скончалась в Мытищинской центральной районной больнице. Управлявший яхтой мужчина, несмотря на попытку скрыться, был все-таки задержан.

Эти вопиющие случаи вызывают особую тревогу на фоне сообщений о росте продаж техники, предназначенной для перемещения по воде и увеличении числа торговых компаний, специализирующихся на этом товаре.

Читайте также: Дети утонули под присмотром нетрезвых вожатых?

Фото: AP

Между тем, за использованием маломерных судов на российских водоемах призваны следить сразу две структуры. Это Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), входящая в состав МЧС РФ и ответственная за регистрацию и техосмотр плавсредств, а также обучение их владельцев и выдачу прав на управлениеводными транспортными средствами. С ГИМС активно сотрудничает водная милиция. Помимо своих прочих задач она должна следить за правильностью растамаживания катеров, моторок, яхт и гидроциклов, пресекать нелегальную выдачу прав владельцам этой техники и контролировать их поведение на воде.

Сам факт приобретения маломерного судна (грузоподъемность от 225 кг) не подразумевает автоматического допуска на управление им: нужно получить соответствующие права. А этот документ выдается на руки далеко не каждому и далеко не сразу.

Во-первых, существуют ограничения по возрасту (только с 18 лет) и состоянию здоровья. А во-вторых, необходимо пройти курс обучения (примерно 90 академических часов). Затем надо сдать экзамены по дисциплинам: "Теория и устройство маломерного судна", "Судовые энергетические установки и их эксплуатация", "Судовождение", "Обеспечение безопасности и правопорядка на водоемах". И только после этого можно со спокойной совестью бороздить водные просторы.

Однако далеко не все желают тратить время на изучение теории и отработку практических навыков в присутствии инструктора. Многие предпочитают "решить вопрос" оперативно и стараются права купить.

Итог: обстановка на водоемах России все больше обостряется. К тому же дискредитируется и сама профессиональная ценность выдаваемого документа. Разве случайно страны Европы стали игнорировать российские права на управление плавсредствами? Ведь с 2007 года этот документ там считается недействительным.

Не способствуют сокращению происшествий с участием водного транспорта и достаточно скромные наказания, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ. Так, передача управления судном лицу, не имеющему на это права, влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей. Управление судном в нетрезвом виде (или же передача управления пьяному) может обернуться лишь денежным взысканием в размере от 1000 до 2000 рублей. "Безбашенная" езда с несоблюдением положенной скорости, требований навигационных знаков, правил маневрирования, подачи звуковых сигналов и т. д. влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300  до 500 рублей. Деньги, надо прямо признать, смешные.

Как же предотвратить трагические случаи, когда вода рек и озер в выходные, да и в будние дни буквально кипит от лопастей многочисленных моторов? В сложившихся условиях наиболее рациональным методом представляется полный запрет (на законодательном уровне!) на использование моторок, катеров и гидроциклов в местах купания людей, с одновременным ужесточением правил приобретения и эксплуатации водного транспорта.

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Павел Нурминский
Павел Нурминский — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить