Юрий Скуратов: Путина окружают люди, погрязшие в коррупции

Второй год в России новый президент, в близкое окружение которого вошли в основном профессионалы, прошедшие подготовку в спецслужбах СССР и РФ.

Это обстоятельство должно вселять уверенность народа России в правильности курса реформ, проводимых В.В.Путиным, поскольку даже демократ-правозащитник А.Д.Сахаров признавал некоррумпированность спецслужб нашей страны.

В таком случае, почему же «повисли в воздухе» уголовные дела, связанные с отмыванием грязных денег через компании, владельцами которых были люди, неформально связанные с террористами Чечни и принадлежавшие к «Семье» Б.Ельцина?

На эти вопросы нашему корреспонденту отвечает бывший генеральный прокурор РФ, профессор, доктор юридических наук, президент фонда «Правовые технологии XXI века» Юрий СКУРАТОВ

Юрий Ильич, сейчас в России у штурвала капитан другой. И вроде совсем не глупый человек, но почему-то борьба с коррупцией ни на шаг не продвинулась вперед. В чем причина? Почему те, кто замешан в самых страшных преступлениях, я имею в виду бывшего министра Рушайло и иных «политиков», имеющих чуть ли не прямую связь с терроризмом, либо переставляют из мягкого кресла министерства в совбезовское, либо просто увольняют на пенсию. А тех, кто завел экономику нашей страны в тупик и уничтожил средний класс, который был так необходим при постройке нового общества, просто выслали отдыхать на Мальдивские острова…

Ответ. Неправильно говорить, что только из-за позиции президента, его желания либо нежелания организовать борьбу с коррупцией это дело не продвигается. Есть много объективных причин. С приходом Путина сами по себе не могли появиться новые структуры МВД, налоговой полиции, другие органы, которые сейчас заражены коррупцией сами.

Коррупция проникла прежде всего в правоохранительные органы, поэтому сам инструментарий, с помощью которого осуществляется борьба с коррупцией, так сказать, находится в ненадлежащем виде. Президент должен иметь какое-то время для того, чтобы эту ситуацию сдвинуть. Ее быстро не исправишь. Но вместе с тем мы вправе были ожидать от нового президента более активных шагов на пути борьбы с коррупцией, прежде всего, и в плане возврата незаконно вывезенных капиталов, что позволило бы нам рассчитаться с долгами МВФ и других финансовых институтов и облегчить положение России.

Почему этого не происходит? Прежде всего, потому что многие люди, погрязшие в коррупции, непосредственно и окружают Путина. Ему, если бы он занял такую позицию, надо было прежде всего решительно порвать с Семьей . Судя по всему, он это делает, но очень медленно, а ситуация продолжает ухудшаться.

Семья как один из оплотов коррумпированности в высших эшелонах власти в России, она осталась. А раз она осталась, сохранились все те ресурсы, все те рычаги влияния, в том числе и властные, которые в этой Семье есть. Ее влияние позволило блокировать усилия, в том числе и президента. Его действия либо не давали результатов, либо эти меры оказывались очень мягкими, воздушными, а не реальными сильными точечными ударами по криминалу в высших эшелонах власти.

Далее. Часть людей, с которыми президент работал, сохранили свои посты, даже не будучи связанными с Семьей. И Путин не предпринял решительных мер для того, чтобы избавиться от этих чиновников.

Третья причина, которая не дает президенту работать. Он тысячами нитей связан с этими структурами. С этими людьми, в отношении которых ему сейчас нужно предпринимать решительные шаги. Прежде всего — олигархи. По сути, у каждого из них можно найти то, за что привлечь к ответственности. Но в то же время, если бы Путин двух-трех из них (я пока не охватываю ситуацию с Гусинским и Березовским) затронул бы, они бы резко консолидировались и по принципу «наших бьют» дали бы достойный отпор в том числе и президенту. Они набрали очень мощное влияние: экономическое, финансовое и т.д.

Что касается ситуации с Гусинским и Березовским: олигархи поняли, почему президент поступил таким образом. По Гусинскому они поняли - в связи с тем, что он не поддержал Путина на выборах — и они как бы считают, что президент имел моральное право так поступать.

Березовский же, который не только поддержал на выборах, но и сделал все для избрания Путина, затем начал проводить свою линию, обидевшись на то, что президент не воздал ему должного, на его взгляд и начал торпедировать некоторые политические и прочие шаги Путина. То есть, там были основания для объяснения того, почему олигархами занялись… Ими занялись по политическим мотивам.

А вот другие олигархи, как они считают, не дают оснований: они поддержали Путина на выборах, они дали деньги, они установили «рабочие» отношения с властью… Но мало что меняется в природе этого капитала: он и был незаконным путем заработан, за редчайшим исключением, он и сейчас не на службе России находится, за исключением некоторых проектов, например, проект «Юкоса» по строительству нефтепровода в Китай, — там прослеживаются и какие-то государственные интересы.

То есть, затронуть олигархов очень сложно, хотя весь наш бизнес в основной своей массе полукриминален. Поэтому бороться с криминалом нужно было начинать: А) с Семьи, б) с ближнего окружения президента, в) с олигархов. И, конечно же, Путин понимает, что эта задача ему сейчас не под силу, даже если бы он имел очень прочные позиции как президент. Другое дело, что можно было это поэтапно сделать, может быть, здесь нет глубины понимания опасности ситуации. Хотя последнее несколько странно, потому что Путин - работник спецслужб и знает реальную ситуацию. Если бы он был убежден в реальности этой угрозы, конечно, он был бы обязан действовать более жестко, решительно и т.д. Я, например, считаю, что нынешняя ситуация, связанная с угрозой терроризма и вообще мировой войны — она, конечно, самая опасная, но она носит во многом такой, конъюнктурный характер. А для России самая большая угроза — это угроза коррупции. Потому что ни одна экономическая или социальная программа, ни один намечаемый план не будет реализован при нынешнем уровне коррупции, поскольку деньги будут растащены, финансы растрачены и пойдут на совершенно другие цели. Запад как не давал деньги, так и не будет давать, как не верил в наши правоохранительные органы, так и не будет верить. Поэтому здесь целый комплекс причин объективного плана, субъективного плана, плюс, как я уже сказал, слабые подвижки в законодательстве. Оно по-прежнему еще оставляет много лазеек.

И, конечно же, коррумпированность не только правоохранительных органов, но и судебной власти. И самая главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что те институты, которые призваны бороться с коррупцией, быть более жизнеспособными, оказывается, они сами заражены этим вирусом и больны по сути. Поэтому нужно излечить их сначала, привести в нужный вид, а потом уже иметь какие-то результаты.

Как говорил Антон Павлович Чехов: «Лечите не болезнь, а причину болезни». Поговорим о причине. По-вашему, кто в Кремле сейчас может быть главой, которая наблюдает за Путиным от Семьи? Волошин?…

Ответ. Там много тех, кто информирует Семью. Вспомните ситуацию с назначением Устинова. Ведь первоначально выдвигалась кандидатура Козака. Документы были уже представлены в Совет Федерации. Произошла утечка информации, до половины второго Путина обрабатывала семья. Утром рано вместо документов на Козака поступают документы на Устинова и решается вопрос по-Семейному. Мы о нем уже немножко подзабыли, но это показатель силы Семьи. Это показатель ее возможностей. Кто там? Это и Волошин —это ясно. Это и Татьяна Дьяченко. Не сошел с дистанции Валентин Юмашев, хотя он немного на втором плане, но действует очень активно. Он советником там остается. Это Роман Абрамович, который по-прежнему активен и походом в Кремль добился прекращения двух уголовных дел Генпрокуратуры в отношении Сибнефти, которые возбуждены и незаконно прекращены совсем недавно. По сути, помните переговоры, были опубликованы в газете «Стрингер» и назывались «7 дней с Александром Волошиным».

Вот эти лица которые вокруг Волошина: Таня, Валя, Рома, Саша — эти лица все стались в Кремле. Кто-то из них сохранил какой-то официальный статус, кто-то неофициальный, но все они по-прежнему при деле. То есть в этом плане ситуация не изменилась. Ведь Ельцин был чисто номинальным президентом. Он больше сидел не в Кремле, а либо на даче, либо в больнице. И эта группа управляла страной. А сейчас они, конечно, чаще всего действуют со второго плана, но достаточно убедительно и результативно — вы видите, что в стране почти ничего не меняется.

Юрий Ильич, можете ли вы поподробнее рассказать, где были главные правонарушения в этой истории с делами по «Сибнефти”. Сколько же поимела именно Семья?

Ответ. Я деталей не знаю, поскольку они без меня были. Насколько я знаю, уклонение от уплаты налогов структурами «Сибнефти», переэкспорте нефти. При добыче ее и продаже. Я думаю, что там речь шла о приличных деньгах. Самое главное, что я получил информацию о другом: когда в Кремле побывал Устинов после посещения Кремля Абрамовичем. Устинов приехал, дал распоряжение по этим делам. Выяснилось, что эти дела закрыты в сейфе и следователь, который вел их, находится в отпуске. Так нашли ключи, открыли сейф, нашли эти дела и в течение одного-двух дней прекратили совершенно незаконно их, — дела обоснованно были возбуждены и должны были расследоваться. Это показатель того, в какой степени прокуратура стала простым инструментом для принятия, штампования незаконных правовых решений. Насколько она стала ручной и управляемой.

Что касается Семьи, трудно сказать, каковы были ее доходы и обороты. Объективное расследование дела «Мабетекс» позволило бы установить эти суммы, финансовые ресурсы. Но это была бы лишь вершина айсберга. Надо было поднимать вопросы более глубокие, вопросы приватизации «Сибнефти», кто из членов Семьи лоббировал приватизацию «Сибнефти» еще в тот период, когда она создавалась. Как этот указ вообще появился, какие там суммы проходили. Мы же помним, что после того как «Сибнефть» была приватизирована, Алексей Дьяченко стал одним из трейдеров этой компании. Ему дали возможность заработать приличные деньги на американском рынке в знак благодарности за помощь в прохождении указов о создании «Сибнефти» при проведении ее приватизации.

Вы хотите сказать, что люди клали себе в карман хорошие куски, оторванные у государства, а деньги шли мимо государственного кармана. Я говорю о «прихватизации», как в народе говорят.

Ответ. Суть приватизации в том, что более лакомые кусочки продавались за мизерную цену. А деньги в оплату, особенно на первоначальном этапе, зачастую шли из бюджета. Давайте посмотрим историю приватизацию не только «Сибнефти», но и «Норильского никеля», других крупных приватизационных объектов. Возникает вопрос, для чего надо было приватизировать нефтедобывающий комплекс? Он развивался на народные, государственные деньги, а его передали в частные руки. Разве это было обязательно делать? Есть опыт государственных нефтяных компаний, которые совершенно нормально работают. Если труба раньше работала в интересах всего народа, даже мы еще кормили страны Восточной Европы, Африки и Азии, в общем, всем хватало. То сейчас не хватает даже гражданам России. С этого надо начинать, почему нефтяная отрасль стала объектом приватизации?

Во–вторых, мы знаем, что бюджетные деньги были использованы для покупки приватизационных объектов. Часть из них потом вернули, а часть так и не вернули. Конечно же, при приватизации занижены были объемы, более лакомые кусочки доставались своим людям. Ситуация такова, что ни одно предприятие в России не приватизировано без нарушения закона. Программа приватизации утверждалась приватизационным советом, и она предполагала иную схему нежели та, по которой приватизация была проведена указами президента. Все это позволило заложить мины под эту приватизацию. Ее надо оспорить.

Другое дело как это делать сейчас? Это может привести к серьезнейшему переделу собственности, который будет связан с кровью, с жертвами. Здесь нужен механизм судебных решений, механизм власти. Там, где приватизированные предприятия работают, платят налоги, а люди работают и получают зарплату, то такие предприятия и не стоит трогать. А те незаконно приватизированные предприятия, которые загублены, не работают, не платят налоги в бюджет, не платят зарплаты рабочим. То есть, надо решать вопросы возвращения госсобственности и проведение уже нормальной приватизации, либо оставить их в государственной форме собственности. У нас около 23% госсобственности, а во Франции – 55%.

Это не простая ситуация, ее толком никто в правительстве не изучает. 5 лет назад я писал президенту, что госсобственность используется не эффективно. Госпакеты акций не имеют нормального учета, дивиденды по акциям государство не получает, представитель государства зачастую голосует против интересов государства на собраниях акционеров. Так это все происходит и сейчас, а это питательная среда для коррупции, хищений и так далее. По большому счету ситуация в стране мало изменилась за это время. Это наводит на мысль, что мы не можем говорить о каких-то глубинных изменениях, которые бы создавали основу для последующего благополучия страны, она все время будет в состоянии неустойчивого равновесия. Если цены на нефть упадут, то ситуация резко ухудшится, поэтому, к сожалению, время уходит, а мы как, были у разбитого корыта, так и сейчас сидим.

Юрий Ильич, представлять нашим читателям Павла Павловича Бородина излишне. Стоило его задержать в аэропорту JFK Нью-Йорка в прошлом году, сразу поднялся дикий вой протеста у нас в стране. Даже одиозный коммунист Шандыбин, в передаче у Светланой Сорокиной говорил, что Бородин спас Кремль. Как вы думаете, действительно Бородин спас что-либо?

Ответ. Во-первых, Бородин действительно неплохой хозяйственник и энергичный человек - это все знают. Во-вторых, почему Вы удивлены, что коммунист поддержал Бородина? В руках Бородина была такая система благ, привилегий и льгот, что их хватило на многих. И на некоторых коммунистов, потому что решали вопросы, связанные с жильем, с отдыхом, с земельными участками - все это шло через управление делами. Поэтому многие обязаны Бородину, в том числе, вполне вероятно, что и Шандыбин мог к Бородину обращаться с каким-нибудь вопросом, а Бородин ему помог. Поэтому, когда все началось, то в этом хоре он подал и свой голос.

Другое дело, что это непозволительно было таким образом вести себя в стране. Я считаю, что американцы вели себя очень грамотно, в этом вопросе они действовали строго в соответствии с международной практикой выполнения поручений. Он был объявлен в розыск по линии Инрерпола, и они действовали в соответствии со своим законодательством. Почему такая ситуация стала возможной? Намеренно. Схема управления делами была такая, что это было управления делами, которое держало в руках материально-финансовую базу всех структур государственной власти. Почему Конституционный суд был легко управляем со стороны президента и остается таковым?Потому что, материально-техническое обеспечение судей Конституционного суда, это прерогатива Управления Делами Президента. Дума, Совет Федерации - все это остается в руках Управления Делами. Эта структура, ее функции и полномочия категорически не соответствуют принципу разделения власти. Разделение властей делается для того, чтобы власти были обособленны друг от друга, независимыми, могли влиять и сдерживать друг друга. Если одна ветвь власти коррумпирована, то это бы распространяло какие-либо противовесы в других ветвях власти. А здесь получилось так, что создан орган, с помощью которого манипулируются все властные пирамиды.

Все-таки были какие-то правонарушения сделаны Бородиным по поводу «Мабетекса» и других дел? И сколько он с этого поимел?

Ответ. Моя точка зрения по этому поводу известна. Я полагаю, что дело «Мабетекс» Россией прекращено незаконно. Данные о счетах - это все реально, это не выдумка. Я вел это дело и лично знакомился с этими данными. Я понимаю, что есть презумпция невиновности, и пока нет решения суда по делу Бородина, ему нельзя ничего инкриминировать, но то, что расследование прекращено незаконно, и то, что наша российская сторона не в восторге от расследования швейцарского - это все очевидные вещи.

Заметьте, как вели себя наши чиновники вместо того, что бы обеспечить нормальные внутренние условия для расследования. Если этого не сделано, то спокойно отнеситесь к тому, что делают правоохранительные органы Швейцарии. Вместо этого произошла консолидация всех нездоровых сил общества под срочно изобретенными патриотическими лозунгами - речь идет о вмешательстве в наши дела, привлекают невиновных. Это очень тревожный фактор для страны. Он показывает, что у нас нет достаточно сил, чтобы осуществлять борьбу с коррупцией на нашей российской почве. Нет истинного уважения к закону. Закон не стал мерилом честного порядочного поведения, не стал ценностью той, которая должна быть в правовом государстве.

Еще одна причина, почему у России дела идут плохо. Я всегда об этой аналогии думал: почему Штаты за 250 неполных лет освоения Америки - из не очень послушных граждан, которые съезжались сюда со всего мира, почему они стали процветающей страной? И почему этой процветающей страной не стала Россия, которая имеет большую историю, высокую культуру, огромную территорию и ресурсы. Мы не добились этого, на мой взгляд, потому что не поняли главного – то, что очень хорошо поняли американцы. Американцы поняли, что нужно жить по закону и уважать закон.

Если ты нарушил закон, ты ответишь за это нарушение, независимо от того, какой твой социальный статус. А мы так и не поняли, что закон свят. Один закон - для президента, другой закон - для рабочего, третий – для дворника, четвертый для работника спецслужб, пятый - для судьи. А так делать нельзя, надо играть только по твердым правилам, установленным законом.

Поэтому нам ничего позитивного не светит, пока мы не поймем, что без правового государства нельзя ничего сделать. Сейчас у нас вопиющая безграмотность по отношению к закону, абсолютный правовой нигилизм со стороны чиновников, когда все дозволено, чем выше чиновник место занимает, тем наглее он себя ведет. Я в этом смысле очень пессимистично настроен и не вижу никакого будущего у России, потому что крайне запущена ситуация.

Когда в 1996 году я прогнозировал после изучения ситуации, что преступность будет увеличиваться, коррупция будет возрастать, потому что государство имитирует борьбу с преступностью, на меня все набросились. Когда я сказал об этом в 1997 году, мне позвонил Вадим Бакатин, тогдашний глава КГБ, и спрашивает: вы что, Юрий Ильич, собрались уходить? Я говорю: почему? Он: Разве можно так жестко, хотя и правильно говорить, что в нашем государстве имитируется борьба с преступностью.

Резкость моего заявления состояла в том, что я хотел привлечь внимание к этой проблеме, с которой одна прокуратура не справится. Нас всего 50 тысяч работников на всю страну, включая вспомогательный состав. Что можно сделать с этими людьми? Я хотел привлечь внимание, что нужно этим всем заниматься - начиная от верховной власти и кончая органами местного самоуправления. Каждый гражданин должен понять, что нельзя нарушать закон. И если он этого не осознает, то он сам же, допустим, сегодня он нарушил закон, кого-то обманул, временно преуспел, потом же он десять раз еще пострадает от нарушения закона другими, от произвола власти, что тоже является нарушением закона, это такая очень убогая психология.

Поэтому, уже тогда я говорил, что будет имитация борьбы с преступностью. В качестве положительных примеров я бы назвал ту чистку, которая была проведена в МВД, то что Рушайло и Орлова убрали. Таких примеров, конечно единицы. Можно со мной поспорить, но мне кажется прокуратура стала намного хуже работать, потому что из нее ушли талантливые и профессионально подготовленные люди. Сейчас по уровню правовой культуры она ничуть не лучше милиции, хотя должна быть, потому что она осуществляет правовой надзор за органами внутренних дел. Здесь ситуация такая пессимистичная и президенту нужно приложить гигантские усилия, что бы эту ситуацию выправить.

Вы рассказали о ситуации в стране. Говорили об Америке, но даже там многие директора ФБР были связаны с теневым бизнесом. Как по-вашему Рушайло, Орлов чьими они были людьми и могут они перестать быть людьми Березовского?

Ответ. Во-первых, мафия бессмертна. Мои слова означали оценку общего состояния дел. Конечно исключения бывают везде. И у нас есть порядочные люди, законники, которые никогда и ни при каких условиях не позволят себе нарушить закон. Не надо на единичных примерах выстраивать общую картину. Вот, что касается людей Березовского, я доподлинно знаю, что Рушайло и его помощник Орлов - это были люди Березовского. А в последующем, когда Березовский стал терять свою власть, это были люди Семьи. Рушайло продержался так долго, не смотря на недовольство со стороны президента только потому, что он пользовался поддержкой Семьи. Они не дали ему погибнуть, в смысле уйти в никуда, прежде всего Семья помогла решить вопрос о его новой работе на посту секретаря Совета Безопасности.

Вы говорить об Орлове, о помощнике Рушайло?

Ответ.Да. Как писали в нашей прессе, за два с небольшим года, он сделал карьеру от подполковника до генерал-лейтенанта. Это беспрецедентный случай не только в отечественной истории, но и в мировой. Удивительно, что эти документы проходили через президента и им же подписывались. Это показывает, как прорабатываются документы нашими спецслужбами для подписи президенту. Естественно, что президент и не знал, кто такой Орлов, подписываяуказ. Должны же аппаратчики решать эти вопросы.

Почему же аппаратчики так вяло относятся к этому, потому что человек сидит и хлопочет за кого-то?

Ответ. Не знаю. Я думаю, что Рушайло там все решал, проталкивал его документы, снимал препоны. Сам Орлов человек тоже человек влиятельный, пользовался своим положением. Это показатель и коррумпированности, и того, как человек может действовать вне рамок закона, там же есть ограничения, которые исключают возможность присвоения большого числа званий за такое ограниченное время.

Можно сказать, что Борис Абрамович шел не совсем политическими путями

Ясно, что у него остались рычаги, у него остались деньги. Борис Абрамович рассчитывал на большую благодарность со стороны президента за те усилия которые он приложил. Господин Доренко и весь первый канал, который работал на президента, не взирая ни на какие формальные препятствия. Он рассчитывал, что его тоже к пирогу подпустят, рассчитывал на большую благодарность, но здесь Путин не пошел на это, и это стало причиной обострения их отношений. Что касается Бадри Патарцикашвили, бывшего ИО гендиректора ОРТ, сейчас он фактически находится в розыске. Скрывается где-то в Грузии. Есть же такое правило: революция пожирает своих героев. Давайте вспомним Доренко, Гусинского они тоже поддерживали Ельцина. Доренко сходили многие вещи, когда он грубо попирал законы, например, в ситуации со мной, грубо топтал Примакова, Лужкова и так далее. И все ему сходило с рук.

А в данном случае, когда он поддержал Березовского, когда он стал конфликтовать с президентом, и наезд этот совершил, то тут уже дали возможность органам внутренних дел раскрутиться по полной программе. Расследование стало проводиться объективно, это говорит о том, что наша юстиция стала сверхчуткой, сверхгибкой на политические изгибы. Ситуация с Гусинским это четко показала. Договорился Гусинский – прекратили дело, не договорился, рассорился – снова возбудили. Это тревожный симптом, который ничего хорошего не сулит для нашей страны. Есть закон один для всех, и он будет применяться по правилам, а не по усмотрению каких-то чиновников. Они же стали жертвами той системы, которую сами же и поддерживали, поэтому мне не жаль никого из них.

Вы помните как началась карьера самого президента? Некоторые СМИ имели данные о встрече высоких российских и чеченских чиновников, которая была накануне той трагедии в Дагестане, когда Шамиль Басаев нагло вторгся и преспокойненько ушел. Как говорил мне Руслан Имранович Хасбулатов, их колонну не то что на перевале не задержали, но еще и прикрыли наши вертолеты. Как вы считаете, это тоже странное явление или здесь президенту, тогда еще будущему, нужен был рывок, скачек к власти, который шел в разрез всему тому, что говорило его окружение?

Ответ. Мы знаем, что Басаев выполнял многие деликатные поручения. Он активно поддерживал связь с нашими спецслужбами, когда воевал в Абхазии. Есть данные, что ситуация в Дагестане и боевые действия, могли быть не только санкционированы, о них могло быть известно федеральным властям, Басаев здесь вел какие-то закулисные переговоры. Это частный случай, который показывает сложный характер взаимоотношений нашей власти с Басаевым. То обстоятельство, что его сейчас не могут так долго найти на территории одного-двух районов, как впрочем и Масхадова и Хаттаба, тоже можно по-разному истолковать. Здесь нельзя упрощать ситуацию, надо понимать, что и спецслужбы работают по-разному, используя разные схемы. Должен быть какой-то моральный и нравственный предел, который нельзя переступать. Мы же знаем, что творил Басаев по отношению к российским женщинам, детям, больным, когда осуществлял свои рейды, захватывал больницы и прочее.

Я не думаю, что политические контакты с ним есть. С террористами вести переговоры можно только об одном – об условиях их сдачи, других переговоров естественно быть не должно. У нас же получилось, что мы некоторым образом сами вскормили Басаева. Сейчас пытаемся загнать джина в бутылку. Это прежде всего показатель всеядности властей. Я не думаю, что эти методы принесут какие-то плоды, они могут дать временный эффект, в угоду каким-то отдельных личностей, но в общегосударственном плане они обернутся большими потерями.

Вы говорите о потерях, и я не могу не затронуть один момент, о чем писал генерал Трошин. Цитирую из его книжки: «В 1998 году в Махачкале, как вы знаете был захват ваххабитов. Вылетает Степашин (туда), один из его помощников вел переговоры с самим Масхадовым, и это в то время когда население Дагистана могло само загнать джина в бутылку. Как вы считаете почему Степашин тогда так поступил странно? Как мне говорили, в политических кругах его прозвище было балерина - куда ни крути, туда и будет вертеться.

Ответ. Это правда. Это заметили все, это приспособляемая роль для разных нужд. Мы хорошо знаем, что у Степашина был контакт с Масхадовым. Но нельзя не учитывать и другого обстоятельства: в тот момент это был президент Чечни. Поэтому одна из ошибок нашего руководства, по моему мнению, состояла в том, что он отверг путь переговоров, сказал, что Масхадов - это бандит. Конечно, прокуратура имела к Масхадову претензии, надо было поддержать прокуратуру, тогда был шанс предъявить ему обвинения и так далее. Этого не было сделано, пошли на выборы. Масхадов был избран законным президентом, поэтому с ним нужно было разговаривать как с президентом. Поэтому яздесь Степашина не могу осудить за то, что он контактировал с законно избранным президентом. В цинизме нашей политике мы убедились, если человек нужен России - отношение одно, когда решили обострять отношения и Масхадов оказался не у дел, тогда его смешали с грязью, и отбросили.

Это политика, но это безнравственная политика. Не случайно у нас на Кавказе, и не только там, как может относиться к России чеченское руководство и чеченская элита, когда они видели на протяжении двух войн, насколько продажны были московские чиновники. То проводили военные акции, то их останавливали, если взятку дадут, армия начинает вести себя по-другому. Военачальники разводили руками, потому что политики вторгались в это. Тем самым российское руководство все больше дискредитирует себя пред своим населением и перед чеченским народом, дает им важные козыри, чтобы воздействовать на мирное население своей республики и говорить им, как можно верить, если они бомбят наши жилые дома, а потом пытаются договориться.

Чеченская рана приводила к постоянному незаконному обороту оружия. Когда оружие требовали боевики, это был спрос. Предложение было со стороны армии, которая была разута, раздета и могла таким образом себя кормить, это была одна ситуация. Затем это стало средством наживы и обогащения. Была интересная информация в прессе, что нужен этиловый спирт для того, чтобы нормально функционировала «бензиновая промышленность» на территории Чечни. Как-то этот спирт поставляли туда, кто-то подписывал договора. Не случайно военнослужащие отмечали, что там, где эти заводы работают нормально, там боевики ведут себя очень осторожно. Как только разрушат завод, так сразу начинаются атаки боевиков и прочее. Это говорит о том, что экономические факторы войны, должны учитываться в первую очередь.

Беседовал Илья Тарасов

ПРАВДА.Ру

Фото АР

НТВ.ру:

Новые скандальные заявления Юрия Скуратова

Эхо Москвы:

Бывший Генпрокурор Юрий Скуратов назвал имена влиятельных персон,которые могли иметь отношение к деятельности на рынке ГКО в 1998 году.

Regions.ru:

Екатеринбург. Бывший генпрокурор Юрий Скуратов хочет попечительствовать развитию баскетбола в городе.

Тульская область. В Совете Федерации Тульскую область будет представлять бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов.

Эхо Москвы:

Бывший генпрокурор России Юрий Скуратов может стать представителем администрации Тульской области в Совете Федерации. По крайней мере - как утверждает газета "Новые Известия"

Юрий Скуратов может вернуться в большую политику.

Обсудить