Нарушил правила? Высечь! И в Сибирь!

Сегодня, 3 июля, свой профессиональный праздник отмечают сотрудники государственной автомобильной инспекции. И в этой связи нелишним будет вспомнить о давних российских традициях поддержания порядка движения транспорта по улицам.

Уже в XVIII веке в крупных городах страны, в том числе и в Москве, наблюдался рост числа конных экипажей, которые и становились участниками ДТП, совершая наезды на пешеходов. Одним из первых запретов в области дорожного движения стал закон 1863 года. Власти запретили извозчикам в городах управлять лошадью, сидя с вожжами на телегах или в санях: теперь возница должен был ездить верхом — для большей безопасности окружающих. Нарушение этого правила грозило наказанием кнутом и ссылкой в Сибирь.

До Октябрьской революции главной фигурой в поддержании спокойствия на российских улицах был знаменитый городовой. Однако непосредственно управление дорожным движением в те годы в задачи полиции не входило — по уровню автомобилизации Россия заметно отставала от других стран.

Читайте также: Госавтоинспекция: со щитом или на щите?

Накануне Первой мировой войны в Российской империи имелось всего 13 тысяч автомобилей, поэтому каких-либо мероприятий по предупреждению ДТП практически не проводилось. Но вопрос обеспечения безопасности дорожного движения становился все острее, а тут еще и городовые были упразднены.

В 1917 году журнал "Автомобиль" писал: "В тот момент, когда с углов петроградских улиц исчезли внушительные фигуры городовых, у всех машин открылись глушители, погасли номерные фонари и частью исчезли даже самые номерные знаки. При этом скорость не только легковых автомобилей и мотоциклов, но и грузовиков перешла за пределы благоразумия и в значительной степени на страницах газет увеличилась рубрика "автомобильных зверств".

Как известно, 10 ноября 1917 года Народный комиссариат внутренних дел РСФСР издал постановление "О рабочей милиции", сотрудники которой сразу же включилась в работу по охране правопорядка и поддержанию безопасного движения транспортных средств и пешеходов. А в декабре был создан проект положения об охране города, который был одобрен Главным штабом Красной гвардии и НКВД. В этом положении, наряду с широким кругом вопросов охраны общественного порядка, впервые в стране законодательно поставлена задача обеспечения безопасности дорожного движения.

Фото: AP

Первая автоинспекция была организована в Москве в августе 1919 при авточасти транспортного отдела Моссовета. 10 июня 1920 года Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров "Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям", который предусматривал введение определенных требований к машинам (регистрация и номерные знаки), их водителям (наличие водительских удостоверений и путевых листов), устанавливал предельные скорости движения транспортных средств (легковые автомобили и мотоциклы — не выше 25 километров в час, грузовые автомобили — не выше 15).

Именно этот Декрет предусматривал создание специального органа, предназначенного для контроля за соблюдением Правил движения и эксплуатации автотранспорта — автоинспекции, а милиция и другие органы власти были обязаны оказывать инспекторам содействие.

Кстати, в ноября 1922 года была утверждена "Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом". В этом документе говорилось, что "в целях правильного урегулирования уличного движения всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиной около 11 вершков красного цвета с желтой рукояткой)".

В 1925 году появился Отдел по регулированию дорожного движения — знаменитый ОРУД, упомянутый в "Дяде Стёпе" Михалкова. Помните:

Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Стёпа говорит:
— Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!

В 1927 в стране официально утвердили правостороннее движение, ввели ограничения в движении грузовиков и организовали первые стоянки. Для справки: в Москве в 20-е годы насчитывалось 2560 мотоциклов и легковых автомобилей (в том числе — 90 такси), 1100 грузовых автомашин, 100 автобусов, 740 трамваев.

15 мая 1933 года были утверждены "Правила движения автомобильного и гужевого транспорта по дорогам СССР". В ту пору стандартизировались и дорожные знаки — в ГОСТе тех лет воспрещающих знаков было тринадцать, предупреждающих об опасных местах на дорогах — шесть, а указательных — всего четыре.

Следующий важный этап в истории — 5 ноября 1934 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о создании при Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта специального органа — Государственной автомобильной инспекции.

Непосредственно же "днем рождения" Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года, когда вышло Постановление Совета Народных Комиссаров номер 1182. Этим документом было утверждено первое Положение о Государственной автомобильной инспекции в составе Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, в котором были определены ее функции, права и обязанности, а также система обеспечения безопасности на дорогах страны.

Задачи новой службы выглядели так: "борьба с авариями и хищническим использованием транспорта, разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта, наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров и количественный и качественныйучет автопарка".

Фото: AP

Приказ наркома внутренних дел гласил: "Не оставлять ни одного случая без тщательного расследования причин аварий и без привлечения виновных к ответственности. Расследование серьезных и сложных аварийных случаев поручить госавтоинспекторам. При расследовании аварий проверять техническое состояние машин, кто принял шофера на работу и допустил к рулю, кто и как проверяет его на работе".

Сотрудники ГАИ проявляли себя не только в мирное время, но и в годы Великой Отечественной. Именно автоинспекторы провели в первые дни войны огромную работу по мобилизации автотранспорта для нужд фронта, именно они более 150 суток под огнем противника обеспечивали движение по "дороге жизни" в блокадном Ленинграде, да и просто воевали на фронтах.

В 1960-x годаx Coвeтcкий Coюз присоединился к Международной конвенции o дорожном движении, а первые eдиныe ПДД cтaли действовать в стране c 1 января 1961 гoда. Впоследствии они неоднократно изменялись — в 1973, 1980, 1987 и 1994 годах.

С июня 1998 года Госавтоинспекция сменила название и стала именоваться "Государственная инспекция по безопасности дорожного движения" (ГИБДД) МВД РФ, а в июле 2002 года снова вернула себе всем знакомое имя — ГАИ.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Президент Трамп ужесточил санкции против Северной Кореи
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
СМИ: какие "топовые" банки ждет банкротство
Чонгарская вышка вместо украинской пропаганды транслирует передачи из России
Чонгарская вышка вместо украинской пропаганды транслирует передачи из России
Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть?
"Яблоко" предлагает России смириться
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев