Воздушная атака "безумного графа" Цеппелина

Ровно 110 лет назад, 2 июля 1900 года, состоялся первый полет дирижабля конструкции графа Фердинанда фон Цеппелина. Управлял аппаратом сам автор, которому в то время было уже за 60. Этот человек-легенда, чье имя стало синонимом самого слова "дирижабль", был выходцем из высшего света Вюртембергского королевства, существовавшего в Германии до 1918 года.

Цеппелин родился в 1838 году. Молодой граф изучал науки, а потом поступил в военную академию. В 25 лет его отправили военным наблюдателем в Соединенные Штаты, где шла гражданская война, и там он впервые поднялся в небо на воздушном шаре. Позднее, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов, уже полковник Цеппелин участвовал в осаде Парижа и видел, как над городом поднимаются десятки воздушных шаров, на которых спасают почту, ценности и людей.

Все чаще в дневниках военачальника стали появляться рисунки невиданных летательных аппаратов, порожденных его фантазией, на которые начальство смотрело с опаской. Армада управляемых воздушных кораблей тогда представлялась германскому командованию нелепицей, а разгоревшееся увлечение небом довело Цеппелина до конфликта с самим императором Вильгельмом II. Уволившись из армии, граф уединился, нанял на собственные деньги молодых талантливых инженеров и открыл на берегу Боденского озера небольшую мастерскую.

Для того чтобы подготовиться к строительству первого дирижабля Цеппелину, уже отметившему полувековой юбилей, потребовалось целых восемь лет. За эти годы в округе его стали звать не иначе как "безумный граф " — мало кто понимал, что делает этот сумасброд, прожигая семейные деньги графского рода Цеппелинов.

Стоит отметить, что немецкий аристократ был отнюдь не первым строителем дирижаблей. В 1899 году француз Сантос-Дюмон на своем аппарате благополучно облетел Эйфелеву башню. Изобретателем же данного типа аппаратов считается другой француз, Жан Батист Мёнье, который предложил свой проект еще в 1784 году!

Читайте также: Круизные отели поднимутся в небо

Первый же полет дирижабль совершил 24 сентября 1852 года, будучи изготовленным инженером А. Жиффаром. Такая большая разница между датой изобретения и первым полетом объясняется отсутствием в то время двигателей, способных привести дирижабль в движение.

Фото: AP

Особенность увлечения Цеппелина была в том, что именно он стал первым, кто отнесся к производству дирижаблей как к бизнесу. В 1898 году компания с берегов Боденского озера стала акционерным обществом, одну треть капитала которого внес лично граф. Строительство первых дирижаблей-"цеппелинов" началось через год в особом плавучем сборочном цехе в заливе Манзелл. Считалось, что плавучесть помещения упростит процедуру старта дирижабля — этому поможет ветер.

Стоит отметить, что дирижабли могут быть трех видов: мягкие — с корпусом из прорезиненной ткани, полужесткие — с металлической фермой вдоль днища и жесткие — с металлическим каркасом, на который натянута ткань. Граф строил именно жесткий тип аппаратов, причем в качестве подъемного газа использовались емкости с водородом, которыми наполняли каркас дирижабля. Снизу к днищу корпуса крепилась гондола управления и гондола с моторами. Каркас сделали из новомодного и потому невероятно дорогого алюминия.

Исторический полет состоялся 2 июля 1900 года. Опытный дирижабль носил индекс "LZ-1" ("Luftschiff Zeppelin"). Он имел длину 128 метров и приводился в движение двумя моторами "Даймлер" мощностью по 14,2 лошадиной силы каждый. Даже габариты крупнейшего современного транспортного самолета Ан-225 ("Мрия"), имеющего длину фюзеляжа 84 метра и максимальную ширину фюзеляжа около 7 метров, существенно уступают этому дирижаблю! Управлял аппаратом сам граф, которому к тому моменту было уже за 60. Дирижабль оказался медленным и неуклюжим, а его полет продолжался всего 18 минут — из-за поломки балансировочного механизма "Цеппелин" был вынужден сесть на воду.

Разочарованные неудачей акционеры потребовали свои деньги обратно, и изобретатель был вынужден выкупить их доли. Второй дирижабль LZ-2 был построен только в 1906 году — однако при взлете у него отвалились двигатели, и неуправляемый корпус с трудом опустили на воду озера.

В 1908 году семидесятилетнему графу удалось пробыть в воздухе уже восемь часов на борту LZ-4 и даже слетать на нем в соседнюю Швейцарию, но вскоре Цеппелин был вынужден экстренно посадить очередной аппарат из-за неисправности моторов. Следующей ночью внезапно налетевшая буря полностью уничтожила привязанный к земле дирижабль. Это была настоящая катастрофа, ведь собственные деньги графа уже кончились, европейские газеты над ним откровенно смеялись, а военные из Берлина перестали даже отвечать на его предложения. Но тут произошло чудо.

Читайте также: Лужков предложил спасать утопающих с помощью дирижабля

Бюргеры, узнавшие из газет об очередной катастрофе "безумного графа", начали присылать ему свои собственные деньги. Так, буквально за несколько дней, Цеппелин получил сумму, которой хватило на изготовление нового дирижабля! Усердие и фанатизм графа заметили и в Берлине — даже император лично выделил полмиллиона марок для поддержания проектов Цеппелина, который учел опыт аварий и внес десятки изменений в конструкции своих аппаратов.

Фото: AP

В 1909 году после серии успешных испытаний Фердинанд фон Цеппелин основал первую в мире транспортную авиакомпанию, а через год начались регулярные полеты четырех его дирижаблей внутри Германии. Эти летательные аппараты почти сразу стали символом нового века и всемогущества техники. Каждое появление дирижабля сопровождалось столпотворением, причем с 1909 по 1914 год не произошло ни одной аварии. Детищем Цеппелина наконец-то заинтересовались военные.

К началу Первой мировой войны германская армия получила от Цеппелина 12 аппаратов, в помощью которых немцы смогли добраться до Англии. В мае 1915-го впервые в истории человечества произошла воздушная атака: армада цеппелинов бомбила лондонский Ист-Энд. Военные всего мира поняли: теперь никто не может чувствовать себя в безопасности даже в тылу. К концу войны Цеппелином было построено более ста боевых дирижаблей — их использовали для разведки, бомбометания, а потом на них установили пулеметы и даже пытались размещать небольшие самолеты — для защиты от атакующих аэропланов противника. Впрочем, рождение "летающих авианосцев" произошло уже после смерти Цеппелина, который скончался в Берлине 8 марта 1917 года от воспаления легких.

Его заслуги были высоко оценены еще при жизни. Кайзер наградил изобретателя двумя орденами, по случаю 70-летия Цеппелин был избран почетным гражданином многих городов Германии, а ряд немецких университетов присвоил ему степень почетного доктора. Развивался и бизнес основанной им фирмы.

Преемник графа, Хьюго Эккнер, под заказ Соединенных Штатов в 1920 году построил дирижабль LZ-126, который должен был парить не за счет опасного водорода, а недавно открытого гелия. Однако наибольшие успехи пассажирских дирижабельных перевозок связаны с аппаратом LZ-127 "Граф Цеппелин". В день 90-летия со дня рождения графа — 8 июля 1928 года дирижабль был торжественно окрещен именем Цеппелина его дочерью.

В 1923 году Эккнер создал совместное предприятие с американской корпорацией Gооdyear, которая получила все патенты Цеппелина. Начался золотой век немецкого дирижаблестроения, основу которого заложил немолодой уже человек без высшего технического образования, движимый лишь энтузиазмом.

Самые интересные новости дня читайте на главной странице

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Война памятников: они и мы
Почему Китай не спешит подписать торговое соглашение с ЕАЭС?
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать