Знаменитое Шереметьево - бывший военный аэродром

Ровно 50 лет назад, 2 июня 1960 года, состоялось официальное открытие международного аэропорта Шереметьево. Говорят, что инициатором его возведения стал сам Никита Хрущев. Первого секретаря ЦК так поразил своим размахом лондонский аэропорт Хитроу, что Никита Сергеевич решил создать нечто подобное  и в СССР. Кстати, изначально самые известные ныне воздушные ворота страны были секретным военным объектом.

В основе универсальности современного Шереметьево — две параллельные взлетно-посадочные полосы длиной 3550 и 3700 метров, которые способны принимать воздушные суда всех типов — как отечественного, так и иностранного производства. Пассажирооборот всех терминалов аэропорта в прошлом году составил более 14,7 миллиона человек или свыше 3,5 тысячи пассажиров в час! Однако начиналось все гораздо скромнее…

Изначально это был военный объект, носивший название Шереметьевский. Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населенного пункта Чашниково под Москвой вышло 1 сентября 1953 года, а уже 25 октября на станцию Лобня прибыл первый эшелон военных строителей.

Поначалу солдаты и офицеры, которые вели секретное строительство, жили среди лесного массива в палатках, но очень быстро здесь появился небольшой поселок: казармы, двенадцать 8-квартирных домов, котельная и собственный цементный завод. Среди леса вырубили гигантскую просеку, где впоследствии была залита бетонная аэродромная полоса, а рядом проложены подъездные железнодорожные пути. Условия жизни были тяжелыми, дороги отсутствовали, но работа шла и днем, и ночью.

Читайте также: Самые уродливые аэропорты мира

Новый аэродром получил название по расположенному неподалеку поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги. Первым начальником аэропорта стал Василий Борисов — прославленный летчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.

7 октября 1957 года, в честь 40-й годовщины революции, в Шереметьевском состоялась первая посадка воздушных судов. На бетонку аэродрома один за другим приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвовавших в тот день в воздушном параде над Красной площадью. Немногим позднее, под новый 1958 год, здесь совершили посадку военно-транспортные самолеты Второй авиационной краснознаменной дивизии особого назначения, которые до этого 15 лет дислоцировались на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе. Так новый аэропорт зажил своей "военной" жизнью, однако продолжалось это недолго.

Фото: AP

Инициатором гражданского перепрофилирования и переименования Шереметьевского считается сам Никита Хрущев. По свидетельствам современников, во время визита в Великобританию руководитель страны был настолько поражен размахом лондонского аэропорта Хитроу, что, прилетев обратно и сев в Шереметьевском, он оглядел взлетные полосы, казармы и поселок и сказал: "Пора бы и у нас построить такой аэропорт!"

Слова первого секретаря ЦК КПСС были восприняты как руководство к действию, и постановлением правительства страны 31 июля 1959 года на базе военного аэродрома Шереметьевский был организован гражданский аэропорт Шереметьево, а 12 августа 1959 года он уже принял первый рейсовый самолет Ту-104 из Ленинграда.

Первый же международный рейс по маршруту Шереметьево — Шенефельд (Германия) был выполнен1июня1960годанасамолетеИл-18 Внуковского авиаотряда, а 2 июня 1960 года состоялось официальное открытие аэропорта. Впоследствии сюда была переведена из Внуково международная авиагруппа, в состав которой входили самолеты Ту-104, Ил-14 и Ил-18 единственной в Союзе авиакомпании "Аэрофлот". Из Шереметьево теперь осуществлялись рейсы в 23 зарубежных государства, а за первый год работы аэропорт обслужил 50 тысяч пассажиров.

С 1961 года отсюда начали выполняться специальные, чартерные и регулярные рейсы на Кубу, в США, Канаду, Мексику, Аргентину и Австралию. Маршрут "Москва-Гавана-Москва" имел протяженность 31 тысячу километров и являлся самой дальней и сложной воздушной трассой "Аэрофлота". Беспосадочные полеты такой продолжительности не осуществляла ни одна авиакомпания мира.

В том же 1961 году был введен в эксплуатацию аэровокзал Шереметьево-1. По своей оригинальности это сооружение стало в свое время лучшим в стране. К 1970 году аэропорт Шереметьево являлся самым крупным в СССР — за год он обслуживал более 1 миллиона пассажиров, летавших рейсами 60 авиакомпаний мира.

Читайте также: Пассажирам аэропортов просканируют мозг

В преддверии московской Олимпиады, 17 ноября 1977 года, в аэропорту был заложен первый камень в основание нового аэровокзала Шереметьево-2, расположенного на месте старого терминала международных авиалиний. Весной 1980 года новый комплекс был введен в эксплуатацию.

В 1985 году аэропорт обслужил 3,5 миллиона пассажиров, и это неудивительно: регулярные полеты за рубеж выполнялись уже по 172 маршрутам в 97 стран мира. В том же году был введен в эксплуатацию международный грузовой аэровокзал, с пропускной способностью до 150 тысяч тонн различных грузов.

Фото: AP

В сентябре 2005 года в аэропорту началось строительство нового терминала, известного тогда как Шереметьево-3. В марте 2007 года завершился другой долгострой — терминал C, где осенью 2008 года открылась православная часовня. Летом же 2008 года столицу с Шереметьево связало прямое железнодорожное сообщение, так что теперь пассажиры могут добраться из центра Москвы до аэропорта без пробок всего за 30 минут.

В ноябре 2009 года в крупнейшем в России аэропорту начал работать терминал D (новое официальное название Шереметьево-3), откуда торжественно отправился первый рейс в Сочи. Ныне через шереметьевские терминалы проходят около 15 миллионов пассажиров в год. Это пятая часть общего количества пассажиров, отправленных из аэропортов Российской Федерации. К 2015 году, как ожидается, аэропорт будет обслуживать 35 миллионов пассажиров в год.

В ближайшее время в честь полувекового юбилея Шереметьево здесь планируется открытие музея. По словам организаторов проекта, он не будет похож на все другие авиационные музеи и музеи вообще. Современные технологии позволяют отойти от общепринятого представления о такого рода экспозициях: помимо исторической части и магазина сувениров здесь будет располагаться настоящая кабина самолета, совмещенная с авиатренажером, который позволит посетителям "полетать".

В настоящее время сбор экспонатов продолжается. Сотрудники аэропорта создают коллекцию музея на основе раритетных книг по авиации, исторических документов и фотографий, форменной одежды былых времен, моделей самолетов, словом, всего того, что является свидетельством жизни аэропорта за 50 лет.

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить