Человек и животное: Различий не выявлено

Человеческий мозг и его программное обеспечение — ум не является чем-то уникально присущим только нам. Наш биокомпьютер самый мощный и быстрый в природе. Однако по части разумности нам буквально "дышат в затылок" не только ближайшие родственники — приматы, но и птицы, китообразные и даже грызуны.

Достаточно известна теория, ставящая человека значительно выше всех прочих обитателей планеты Земля. Однако проведенные исследования показывают, что отличия Homo sapiens от его "братьев меньших" — не качественные, а скорее — количественные. В журнале Discover помещен подробный обзор исследований, сравнивающих умственные способности человека и животных.

По мнению исследователей, человеческий мозг и его программное обеспечение — ум не является чем-то уникально присущим только нам. Наш биокомпьютер самый мощный и быстрый в природе, однако по умственным способностям нас уверенно догоняют не только ближайшие родственники — приматы, но и птицы, китообразные и даже грызуны. Поскольку мы знаем, что собаки не могут сочинять музыку, а дельфины писать или хотя бы читать стихи, а попугаи — решать уравнения с двумя неизвестными, то мы немного зазнаемся.

Наша способность к таким интеллектуальным достижениям мы называем разумностью — но до сих пор не очень хорошо понимаем, что же это такое. Исследователи давно пытаются вычислить, какие уникальные особенности нашего человеческого мозга создают нам преимущество перед животных. Однако сделать это не так-то просто. Анатомически наш мозг очень похож на мозг других приматов — и это потому, что мы и обезьяны имеем общего предка, который ходил по Земле примерно семь миллионов лет назад.

Поскольку животные не умеют читать и писать, и соответственно, не могут самостоятельно заполнить тесты на IQ, их интеллект труднее точно измерить, чем наш собственный. Однако психологи разработали специальные тесты, позволяющие оценить способности птиц и млекопитающих учить, запоминать и даже "схватывать" визуальную и цифровую информацию, а также решать сугубо практические проблемы.

Использование этих тестов показало, что животные, а прежде всего, близкие к нам приматы, — как правило, имеют довольно высокий IQ. Между прочим, еще до появления этих тестов в начале XX века немецкий психолог Вольфганг Келлер показал, что шимпанзе смогли добыть подвешенные к потолку фрукты, самостоятельно приняв творческое решение. Они поставили находящиеся в помещении ящики друг на друга и таким образом, дотянулись до бананов. В природе приматы добираются до еды с помощью палочек — в том числе. самостоятельно изготовленных, и, как выясняется сейчас, весьма искушены в пользовании примитивными орудиями труда и даже их "разработке".

Голуби, как выяснилось, способны распознавать то, что они видят на фотоснимках, но и понимают живописные изображения. Если картина выписана тщательно, птицы это ценят и даже пытаются оторвать ветку от нарисованного дерева. Некоторые птицы приобретают способность к "рыбалке" — они бросают в воду пищу, чтобы привлечь любопытную рыбу. Даже рыба, в свою очередь, порой проявляет в природе незаурядный практический ум. Например, некоторые рыбы используют листья в качестве "колыбелек" и "колясок" для икринок. А уж если говорить о социальном интеллекте, то у многих животных он еще более близок к человеческому.

Редкими социальными данными отличаются обезьяны, дельфины могут выражать друг другу — и людям — эмоциональное сочувствие, а киты узнают себя в зеркале. Как известно, ученые потерпели неудачу, пытаясь найти корреляцию между абсолютной или относительной массой мозга и тела живого существа. Масса мозга, кажется, совсем не связана с уровень интеллекта людей и животных. Попугаи, вороны и крысы имеют мозг относительно более скромных пропорций, чем, скажем, приматы, тогда как лошади и коровы имеют очень большие мозги, но по части разумности не дотягивают до ворон. Такие крупные и умные животные, как кашалоты и косатки имеют мозг от восьми до девяти килограммов, в то время как у слона — существа далеко не гениального — он достигает пяти килограммов.

Но не только абсолютная, но и относительная масса мозга — то есть, отношение мозга к массе тела — не дает ответа на вопрос. Например, маленькие животные, и в частности, белки — имеют относительно более крупные мозги, чем большинство животных. Мозг человека в семь раз больше, чем у любого млекопитающего. Однако гиббоны и обезьяны-капуччины, и даже полуобезьяны имеют более большую относительную массу мозга, чем значительно более умные гориллы.

Следует отметить, что большинство способностей человека, не свойственных его "братьям по разуму" — и в том числе, речевых навыков — начинает развиваться лишь в трехлетнем возрасте. Этот возраст ученые связывают с моментом развития ответственной за речь зоны Брока и еще одного отдела, который, вероятно, уникален для Homo sapiens — лобных долей. Следует отметить, что синтаксис с грамматикой в человеческих языках оформились лишь 80-100 тысяч лет назад. Так что это совсем недавнее наше эволюционное достижение.

По-видимому, выраженной параллели между разумов наличием каких-то его сугубо человеческих отделов — кроме уже упомянутой зоны Брока — не существует. Поэтому главное принципиалное отличие людей от животных — развитая речь. И, конечно же, мы более эффективно обращаемся с орудиями труда, любой другой из наших "братьев меньших". К тому же, взрослые люди обладают интуицией — качеством, которое практически не развито у большинства животных.

Все это объясняется тем, что во внешнем слое коры головного мозга Homo sapiens больше нейронов, чем у любого другого млекопитающего. Изолирующий слой вокруг наших нервов также толще, чем у другого любого вида — и это позволяет нашей нервной системе необычайно быстро проводить сигналы. И все-таки эти биологические тонкости позволяют предположить, что человеческая разумность — не более, чем "апгрейд" мозга животного, а не что-то принципиально новое в этом мире.

Темы лобня