Шоу-бизнес » Российский

Балерины спрашивают у Носкова советов по пластике

Николай Носков Я в Москве. Сижу со столичными друзьями, мы смотрим телевизор, обсуждаем музыкальные ролики.
Вот новый клип Николая Носкова. Прислушиваюсь к отзывам. В основном Носкова хвалят за профессионализм, за 'непопсовость', за неподражаемость стиля и голоса, за естественность и проникновенность, за глубокие тексты песен и классные аранжировки... Естественно, я не могу удержаться, чтобы не похвастаться: Николай Носков из Череповца, земляк....
Рассказываю историю об 'Океане', о трех попытках пробиться в Москве, о 'Парке Горького'... Многим верится с трудом -человек, достигший таких высот, родом из провинции?.. А у меня возникает чувство гордости. И не у меня одной...


Череповец. Начало апреля 2003-го. Носков в своем городе с концертом. В последний раз он был здесь с гастролями тоже в начале апреля, три года назад. Тогда я впервые встречалась с Николаем. Теперь, готовясь к интервью, я уже знала: мой визави — удивительно приятный в общении человек, спокойный, рассудительный, мудрый... В этом он не изменился. Что-то изменилось в его жизни, в его творчестве. С вопроса об этом и началась наша беседа...

КУРАЙ, ТАБЛО И НОВЫЙ ЗВУК

- Что касается музыки, я постоянно занимаюсь поиском нового звучания. Исходя из этого, меняется и стиль музыки, и подход к ее написанию. Последние три года -это безумный объем концертной деятельности, который, в какой-то степени, мешает творчеству, но без этого никак. За последние два года у меня созрела идея новой музыки, нового альбома, и я занимался поиском тех инструментов, которые могли бы полноценно озвучить мои замыслы. В конечном итоге я его нашел, определился круг инструментов. В связи с этим у меня было путешествие в Тибет.
- Николай, меня всегда поражают некие таинства, которые вы исполняете на сцене во время своих выступлений. Произносите какие-то слова, не слышные зрителю, совершаете необычные движения. Все это похоже на некое шаманство... Что же за хореография такая?
- Нет, хореографии здесь нет никакой... У меня есть знакомая, балерина Большого театра. После того как приметила меня на сцене, она подошла ко мне и сказала: 'Я балетом занимаюсь всю свою жизнь, но такой пластики никогда не видела. Скажите, где вы взяли ее?' А я нигде не брал. Многие думают, будто я занимался какими-то восточными единоборствами, что углубился в какую-то языческую шаманскую тему... Скорее всего, выходит изнутри — это раз. А во-вторых, сама музыка диктует мне движения. Получается так, что, с одной стороны, я это придумал, а с другой -теперь это мною владеет, заставляет именно так петь, танцевать...

- Но все-таки вы не можете отрицать, что ваши сегодняшние произведения наполнены яркими языческими, а если быть точнее, этническими вкраплениями? Инструменты, на которых играют ваши музыканты, явно принадлежат к культурам разных народностей...
- Когда я начал писать свой последний альбом, я, как уже сказал, определил круг инструментов. Сразу решил, что в качестве перкуссии* выберу индийские табло. Можно было подыскать еще кучу этнических инструментов, потому что их разнообразие очень велико. Но однажды я услышал башкирский курай — просто испытал шок.
Что самое, на мой взгляд, главное — этот инструмент является как бы продолжением моего голоса. Мы сливаемся. Когда заканчивает играть курай, а я начинаю петь, я не чувствую никакого диссонанса. Это инструмент из моего внутреннего мира. Нашел я музыканта, играющего на курае, в Уфе, и вот он ездит теперь со мной на гастроли.

- А других музыкантов вы как подбирали?
- ходил в Москве по специфическим клубам, где играют этнические музыканты. В одном из таких мест я услышал таблиста. Зовут его Иджа. На самом деле он — русский парень, Илья Пантелеев (смеется). Но он шесть лет обучался игре на табло в Индии, в монастыре, он серьезный музыкант, который знает эту музыку.

- Этнические темы, конечно же, придали вашим песням особую прелесть, но и гитарист у вас просто виртуоз!
- Чтобы со сцены в зал, в публику, шла энергетика, на сцене должны находиться очень энергетически мощные люди. И я подбираю музыкантов по двум параметрам : во-первых, высокий профессионализм, а во-вторых, энергетика. Поэтому я их долго селекционировал. Они же очень разные — один играет джаз-рок, второй — хард-рок, третий еще что-то. Я года полтора убил на то, чтобы внушить моим ребятам, что им надо играть именно это. И мне кажется, у меня получилось.

- Похоже, поиск нового звучания сказался не только на вашей музыке, но и на имидже. Раньше вы предпочитали более классический стиль...
- В платке, который на мне во время концертов, я поднимался в храм Шивы (возносит глаза к небу), это такой языческий храм. И в этом платке я прикасался лбом к священному камню, поэтому он для меня — как некий талисман. А остальная одежда тоже придумана мною. Это некие атрибуты путешествующего человека, идущего по дороге. Я считаю: мужчина должен быть или воином, или путешественником.

- Вам очень идет этот образ. Николай, положа руку на сердце, вы сами часто слушаете свою музыку?
- Достаточно редко, честно говоря. Представьте, два года вынашивать идею, потом еще долго писать музыку, потом ее записывать на студии, потом постоянно исполнять на гастролях. Слушать самого себя... Нет. Я слушаю только то, что мне дает пищу для творчества. А свое я уже пережил, мне нечего там черпать...

- Значит, момент самолюбования отсутствует?
- Полностью!

- Работая в Штатах, вы общались со многими западными звездами, работали на одних площадках с 'Синдереллой', 'Скорпионз' и 'Роллинг Стоунз'. Сейчас вам удается каким-то образом с ними общаться?
- Это достаточно сложная тема. Ведь я общался, так скажем, с суперзвездами. А даже московские звезды зачастую не могут найти времени для встречи. С западными тем более трудно. Когда они приезжают в Москву, например, те же 'Скорпионз', у нас находится время разве что выпить по чашечке кофе. Это трудно назвать общением. Но вы знаете, у меня есть идея сделать последний альбом на двух языках: на русском и английском. Хочу попробовать его на Западе... За годы после 'Парка Горького', когда ты раз по 10-15 выступил в каждом городе, вроде какой-то круг замыкается, ты как белка по нему бегаешь, и уже неинтересно становится. А для музыканта важно общение, расширение горизонтов. Поэтому я работаю над тем, чтобы выпустить последний альбом еще и в Европе.

ПРЕДАВАТЬСЯ НОСТАЛЬГИИ РАНО

- Раз уж вы упомянули 'Парк Горького'... Знаете, я когда-то просто болела им. И до сих пор в России существует масса поклонников именно 'Парка Горького', которые не стали почитателями ни вашего сольного творчества, ни композиций Александра Маршалла. У 'Парка' были незабываемо красивые вещи. Вам никогда не приходило в голову спеть что-нибудь из прежнего репертуара? Может быть, вместе с Александром?
- Сложно ответить... Мы все очень сильно изменились за это время. А собираться по примеру 'Самоцветов' или 'Веселых ребят', которые, предаваясь ностальгии, поют старые песни в новых аранжировках... Я никогда не жил на теме прошлого. Когда мы встречаемся, у нас не возникает никаких толчков, чтобы сделать что-то новое. Пока мы еще не пришли в такое состояние, когда можно вылезать на чем-то стареньком.

- Ваши песни создают о вас впечатление как о человеке, глубоко верующем...
- Я верующий человек, я верю в Бога, в его единство. Но главное, чтобы это не переходило за некую грань. Я отрицательно отношусь к фанатизму в любом его проявлении, будь то религия, музыка, спорт, алкоголь или наркотики. Фанатики меня никогда не интересовали. Они — люди, мыслящие очень узко. Как зашоренная лошадь, которая видит только прямо, и если даже она повернет голову, то снова увидит лишь узкий коридор.

- Тексты ваших песен — настоящая поэзия. В вашем репертуаре стихи Пастернака, Гумилева... Как вы относитесь к бессмысленным текстам песен многих исполнителей и групп? На радио, на телевидении их так много...
- Радио я практически не слушаю, телевизор включаю только в связи с новостями, поэтому мне сложно сказать. На самом деле, бред, конечно. Мощный бред. Но это тоже сторона жизни. Есть те, кому нравится. Кому не нравится -канал переключают, сейчас это возможно, слава Богу. Идет некая борьба за публику. И, к сожалению, очень редко популяризируются артисты, делающие что-то интересное.

РОДНОЙ ГОРОД.РОДНЫЕ ЛЮДИ...

- Николай, я прекрасно понимаю, что всякий раз, приезжая на родину, вы бываете атакованы вопросами 'череповецкой направленности': о самом городе, о вашем прошлом, связанным с ним, о том, кто у вас здесь, как вам тут, с кем вы встречаетесь и т.д. и т.п. Но горожанам это на самом деле очень интересно. Итак, что вы можете сказать о сегодняшнем Череповце?
- Что-то строится, что-то ломается. Много всего нового. Мои старые друзья стареют, появляются другие знакомства. Жизнь в Череповце течет. Вот команда хоккейная теперь очень хорошая, 'Северсталь'. Радостно, что спорт так поддерживается и популяризируется. Как раньше существовали народные коллективы, которые ездили за границу, так они существуют до сих пор и несут настоящее народное русское творчество за рубеж. Это мне тоже очень нравится. Ну а вообще, здесь и первая любовь, и последняя...

- Ваши выступления в Череповце чем-то отличаются от концертов в других городах?
- Я работаю везде и всегда с одним и тем же настроением, я никогда не позволю себе показать на сцене, что у меня какие-то неприятности, схалтурить где-то. Я не выделяю ни одного города, не делаю ничего особого для какого-то города. Но вот 28 февраля я давал концерт в Кремле, и он для меня был менее волнительным, нежели в Череповце. Здесь я больше волновался, потому что прекрасно понимаю: 50 % зала -люди, с которыми я когда-то где-то соприкасался (старые друзья, музыканты, просто те, с кем я когда-то в юности общался ). Они меня помнят, я их помню. Я чувствовал, что это самый волнительный концерт для меня. Я очень благодарен нашей публике за то, что она встретила меня очень радушно.

- Встречались с друзьями?
- Естественно! Как всегда, собрались старые друзья, музыканты, еще те, с которыми когда-то вместе играли в 'Океане'. Вчера мы были в Городище, отдыхали большой компанией, пели песни, что-то рассказывали друг другу, вспоминали старое. Всегда приятны эти встречи...

- Николай, простите за вопрос, но вы никогда не чувствовали зависти с их стороны?
- Да нет, вряд ли. Зависти никакой нет. Потому что люди, которые меня знают, прекрасно понимают, сколько положено труда, эмоциональных сил, напряжения, чтобы этого добиться. Талант — это талант, он дан от Бога. А вот то, как ты распорядишься имеющимсятвоя личная заслуга... Короче, они прекрасно знают, как все складывается в моей жизни, ведь мы постоянно общаемся, созваниваемся. Они знают,что меня практически никогда не бывает дома. Я в каком-то круглосуточном рабочем процессе.

- Скажите, а ваша звездность как-то повлияла на отношения с родными? Ну, к примеру, ваша мама может вас сейчас за что-то пожурить, как раньше?
- Конечно! Мама есть мама. Она имеет прямое право. Если я вчера приехал домой очень поздно, конечно же, получил по самые... На то она и мама. Для мамы мы дети, кем бы мы ни были и сколько бы нам ни было лет. Поэтому здесь все достаточно просто, как и прежде...

- Когда мы с вами встречались три года назад, вы говорили, что ваша, тогда десятилетняя, дочка еще не пошла по папиным стопам...
- Она и сейчас не пошла по моим стопам. Катя, как и раньше, учится в языковой школе, изучает три языка. Я думаю, что для женщины очень важно получить такое образование, которое ей бы помогало дальше жить. А владеть тремя языками... В общем, хорошо это. Вообще, на мой взгляд, женщина -создание прекрасное, нежное, теплое. Я не вижу женщину как какую-то жесткую бизнесменку. Дочка мою профессию видит каждый день изнутри, она знает, насколько это непросто. Когда папа сидит по 8-10 часов за инструментом, ее уши просто не воспринимают музыку. Но что меня радует -она не смотрит и не слушает ни МTV, ни МУЗ-ТВ, ее абсолютно не возбуждают попсовые коллективы. Она предпочитает достаточно серьезную музыку — и электронную, и классическую. Хотя бы в этом я привил ей что-то хорошее.

- Скажите, Николай, на сегодня в вашей жизни есть все, чего вы хотели? Или чего-то не хватает?
- Всего хватает... Все есть.

- Прекрасно! Знаете, вы первый человек, который так ответил на этот вопрос. Всем обычно чего-то не хватает. Так, может, уже пора сбросить сумасшедший темп, отдохнуть?..
- Легкой жизни быть не может, потому что постоянно, из альбома в альбом, надо доказывать: ты состоятелен как музыкант. Почивать на старых лаврах -на самом деле это значит похоронить себя. Поэтому каковы бы ни были твои предыдущие заслуги, их всегда будет мало. Доказывать нужно постоянно. Многие устают, сходят с дистанции, наслаждаются прежними триумфами. Мне еще рановато ложиться на диван и читать газету, у меня масса музыкальных идей. Поэтому я работаю...

* Перкуссия — различные дополнения к ударным инструментам, создающие определенный ритмический рисунок.

Интервью взяла Ульяна ОСТАНКИНСКАЯ,
"Курьер ONLINE".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Матрица оживает: Россию втягивают в НейроНет
Глава СБУ просит украинцев не ездить на заработки в Россию
Священники рассказали, в каких грехах чаще всего каются россияне
Прощайтесь с летом: в России ожидаются похолодание и снег
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Звезды призывают молиться за здоровье Хворостовского
The Guardian: Клинтон рассказала, как боялась Трампа на предвыборных дебатах
"Исламское государство"* угрожает Испании очередными терактами
Армен ГАСПАРЯН: Ярослав Мудрый для Украины — классический оккупант
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Армен ГАСПАРЯН: Ярослав Мудрый для Украины — классический оккупант
Болгары на учениях отказались стрелять по мишеням, напоминающим русских солдат
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Почему нашему государству пора объявить войну офшорам
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Новый миропорядок: против России нет шансов — Владимир ГРОМОВ
Как Дональд Трамп внезапно полюбил кровавого маньяка
На Россию надвигается мощнейший холодный фронт
О чем говорили Путин и Паролин — ЭКСПЕРТЫ
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона