Автор Правда.Ру

Отец русского шансона об убийстве Михаила Круга

Руководителя компании "Русский шансон" Юрия Севостьянова в полной мере можно назвать серым кардиналом
Таких людей знают в основном лишь те, кому это надо, а не широкая общественность. Юрий Николаевич почти не дает интервью. В связи с десятилетием его фирмы, положившей начало широкому прокату шансона в России, он согласился рассказать о малоизвестных подробностях закулисной жизни этого жанра, его представителей и своей роли в этой нелегкой сфере.

- Юрий Николаевич, вы, если не ошибаюсь, являетесь родоначальником шансона в России?

- Самого слова — да, так как направление существовало и до меня, но именовалось блатняком и городским романсом. В конце 1993 года, когда я еще работал на студии "Союз", происходило становление шоу-бизнеса и появление легальных звукозаписывающих компаний. Вот тогда я вместе с коллегами понял, что продавать и представлять блатные песни невозможно. Стали думать, как это можно сделать. По аналогии с французскими изданиями Владимира Высоцкого мы решили назвать это направление русским шансоном. Именно передо мной стояла задача объяснить публике, что это такое и обеспечить продажи. В 1994 году мы выпустили более пяти миллионов носителей под маркой шансон. Самое главное, тогда же появилась телепередача "Русский шансон", которая продержалась в эфире два года. Так мы и внедрили шансон на рынок. Сейчас он воспринимается как что-то вполне обычное, но тогда протолкнуть такой жанр было сложной задачей. В Санкт-Петербурге мы открыли радиостанцию, и в 1997 году я запатентовал название "Русский шансон" по всем классам использования. Так что этот товарный знак принадлежит мне. Артисты называют меня отцом русского шансона. Можно относиться к этому как угодно, но, когда я брался за эту, как ее называли, "грязную музыку", ей действительно никто заниматься не хотел.

- Что вы говорите! Тогда вы, должно быть, в курсе, почему Вадим Цыганов стал именовать себя продюсером самой знаковой фигуры шансона Михаила Круга?

- Говорю вам со всей ответственностью: он не был продюсером Михаила! Раз уж у нас об этом разговор зашел, то первым продюсером Круга был я. Через меня, в общем-то, прошли почти все артисты шансона — и Любовь Успенская , и Александр Розенбаум , и Иван Кучин, и Трофим ... Но могу сказать, что замены Кругу не было и нет. Он легендарная личность. Михаил был одним из первых артистов, с которыми я работал по контракту. Начиналось все так. В 1994 году я работал в подразделении музыкальной компании, занимавшемся шансоном. Ко мне пришел близкий друг и директор Круга Алексей Свиридов — ныне, увы, тоже покойный. Он принес демо-запись первого альбома — "Жиган-лимон". Нас сразу поразил необычный голос Михаила, его энергетика. Мы решили заниматься. Руководитель компании собрал двадцать пять владельцев музыкальных палаток в Москве и попросил посвятить один час в день прокрутке записей Михаила Круга . Городская ротация возымела свое действие: такого артиста невозможно было не заметить. Мы поняли, что открыли настоящую звезду. Таких продаж не было ни у кого ни до, ни после! Такое вот счастливое стечение обстоятельств — если бы мы все не оказались в нужное время в нужном месте, возможно, Михаила Круга никто бы не узнал.

- Как ваша с ним судьба дальше складывалась?

- Я начал ездить к нему в Тверь на студию, заниматься музыкальным материалом. Тогда же мы сняли первый клип шансонного артиста. Песня под названием "Это было вчера" была лиричная, без всякой тюремщины. Но сам Миша вел себя в тот момент своеобразно. Мы привезли его в Москву. На "Мосфильме" уже были готовы декорации. Приехали за ним, а он говорит, что никуда не поедет, так как по телевизору будет футбол — четвертьфинал, видите ли! Все обалдели: "Как?!" В общем, когда ему пообещали, что запишут матч на видео, он согласился. Где-то с 1997 года Круг пошел в гору. Мы начали ездить на гастроли. Помню один забавный случай, связанный с гастрономическими пристрастиями Миши. Дело в том, что он терпеть не мог лук. К тому же, ему могла испортить аппетит любая мелочь. И вот мы приехали на концерт памяти Аркадия Северного. Перед выступлением Круг захотел перекусить. Специально для него в буфете долго готовили суп без лука. И, наконец, когда он его начал есть, откуда-то появился бомжеватого вида мужик и, глядя в тарелку, спросил: "Доедать будете?" Надо было видеть Мишино лицо в тот момент! Еле уговорили его на сцену выйти...

- Какие у Михаила были отношения с поп-артистами? Ведь наверняка приходилось выступать на одних и тех же площадках?

- Случалось, конечно. Помнится, однажды в Одессе он Меладзе приложил. Приехали на день города. Круг уже был известным, а Меладзе еще не очень. После концерта организаторы предложили поехать сначала на банкет, а потом — в сауну. Миша, посмотрев на Валерия и его команду, заявил: "Я с этими уродами не поеду!" Ему чуть ли не мэр города лично объяснял, что Меладзе и его окружение — совершенно нормальные мужики, с которыми отлично посидеть в бане, поговорить за жизнь, выпить, но Круг был неумолим. Нехорошо, конечно, получилось, но Меладзе в баню так и не взяли. Не пойму, чем он Мише так не понравился...

- Говорят, Круг, как многие артисты, тоже не выдержал испытание славой и запил?

- Что греха таить, был такой период. Это у артистов чисто профессиональный порок — постоянные гастроли, неустроенность личной жизни и так далее. Мы Мишу лечили и даже кодировали. В общем, со срывом справились. Его мать Зоя Петровна хорошо знала всю историю наших с ним отношений: что я на протяжении долгих лет всегда был рядом — и в трудные, и в хорошие времена. Все-таки творческий человек — натура сложная, у Миши были проблемы и со здоровьем, мы ему всегда помогали. Зоя Петровна все это знает и поэтому у нас с ней до сих пор очень теплые отношения. Кстати, когда Миша задумал строительство своего особняка в Твери, я ему помог деньгами.

- Как я понял, вы долгое время находились рядом с Кругом. Может, у вас есть своя версия его гибели?

- Конечно. Журналисты в свое время их столько выдвинули, что только разбирайся! Но мне кажется, все дело в том, что это убийство не было умышленным, а произошло случайно. Михаил за день до гибели должен был получить огромную сумму — несколько сотен тысяч долларов. И эти деньги должны были привезти ему домой. Кто-то из окружения узнал об этом, так как грабители явно были уверены, что сумма находится в доме. Я на сто процентов уверен, что грабители охотились именно за деньгами, и что их целью не было убивать певца Михаила Круга. Такие выводы можно сделать из того, что известно, в том числе, и следствию — воры некоторое время находились в доме, практически в нескольких шагах, не пытаясь причинить вреда Михаилу или его родным. Поэтому это точно не было заказным убийством. Но для меня в этой истории интересно: кто мог навести грабителей? Обвинять, конечно, я никого не имею права.

- Всем известно, что Круг — это псевдоним. А откуда он появился?

- Из-за габаритов Миши. Он был плотным, сам все время шутил на эту тему и называл себя Кругом. В результате так начали его называть все друзья, а потом и наша компания решила раскручивать его под именем Круг. Настоящая его фамилия — Воробьев.

- Учитывая, что Круг — псевдоним, почему жена тогда его жена Ирина выступает под тем же именем?

- Да, я удивлен, но поклонники творчества ждут продолжения, но у Ирины нет того таланта, к тому же она выступает совсем в другом жанре, и ее аудитория совершенно иная. И вообще, насколько я помню, Михаил никогда не хотел, чтобы его жена была певицей.

- А она разве не при жизни Михаила начала петь?

- Нет, что вы! Это вам надо всю их историю рассказать. Ирина работала официанткой в Челябинске. Там они с Мишей и познакомились. Можно сказать, любовь с первого взгляда произошла. Долгое время она ездила с Кругом по гастролям как костюмерша, но хотела петь. Миша женился на ней, у них родился ребенок. Когда она в очередной раз завела разговор о певческой карьере, Михаил ей сказал: "Петь ты не будешь! Ты — домохозяйка, твое дело дом и сын". Поэтому я считаю, что имя Круг может принадлежать только Мише и его песням. А сейчас моя компания занимается подготовкой фильма о Михаиле Круге под названием "Владимирский централ". Мы взяли сюжеты песен Миши, которые легли в основу сценария будущего фильма, который сейчас снимается на Мосфильме. Надеюсь, фильм выйдет в скором времени в свет, и я хочу, чтобы он стал данью памяти Круга с моей стороны.

- Правда, что хита "Владимирский централ" тоже могло не быть?

- Да. Хотите подробностей? Дело в том, что у Миши был друг, с которым он иногда советовался по песням. И вот однажды Круг принес ему показать "Централ". Тот послушал и сказал примерно так: "Я бы на твоем месте не записывал. Дерьмовая песня!" К счастью, Миша поступил по-своему и записал эту, ставшую классикой, песню.

- Скажите, почему все эти десять лет вы находились в тени, а основоположниками шансона в России считались совсем другие люди?

- А моя профессия и не требует широкой огласки. Главное, что меня знают артисты шансона. У меня нет тех амбиций, какими отличаются продюсеры шоу-бизнеса. Они позируют перед камерами, раздают интервью — ради бога, их право. Сейчас у меня есть повод поговорить с вами — десять лет "Русскому шансону", а так я спокойно занимаюсь своим делом. Как у главы компании у меня слишком много обязанностей. Приходится заниматься рутинной работой, а иногда решать и неприятные моменты. Например, с меня Александр Розенбаум уже шесть лет требует сто тысяч долларов.

- За что это вы ему так задолжали?

- В свое время я продюсировал выпуск его альбомов. Посредничеством между нами занимался его друг Александр Фрумин. История банальна до безобразия. В один прекрасный день этот посредник взял сумму, предназначенную для Александра Яковлевича, и... не довез ее. Кроме того, я якобы выпускал контрафактные диски! Бред полный, если учесть, что моя компания была чуть ли не первой легальной, да еще и боролась с пиратством! Когда я встретился с Розенбаумом в Москве, мы попытались разобраться в ситуации. Я объяснил, что не при чем, что виноват этот его друг. Но он, видимо, никак не может поверить, что близкий человек мог его "кинуть", и имеет претензии ко мне. Надеюсь, когда-нибудь это закончится, и мы разойдемся с миром.

- Юрий Николаевич, вы сказали, что в свое время кодировали Круга. А что касается представителей шансона вообще — они действительно отличаются страстью к возлияниям, как о том говорят?

- ...и к пребыванию в тюрьме! На самом деле это стереотип восприятия. Круг ни одного дня не сидел, равно как и девяносто процентов поющих шансон. А вот питье да. Трофим, например... Сидел дома, пил, сочинял песни для других. Потом к нему пришел один наш общий знакомый и предложил Сергею попробовать спеть самому. Вот так, собственно, и оторвали человека от бутылки, тоже закодировали, записали альбом, и он стал известным артистом. Кто сидел, причем за разбой, так это Иван Кучин. Целых двенадцать лет! Но он от дурных привычек и после тюрьмы не избавился. Время от времени порывался чего-нибудь стянуть у меня из офиса. При этом еще подшучивал: "Я у тебя украду вот это? Дарить — не по понятиям!" У людей в тюрьме было время подумать, проанализировать жизнь, перебрать разные ситуации. Поэтому столько блатной лирики появляется. Это, как говорится, всегда актуально и за душу берет. Тех же бандитов, кстати. Почему они шансон слушают? Потому что или свое прошлое вспоминают, или о возможном будущем думают, или философствуют о переломанных судьбах близких им людей. Шансон это не пустые песни — они выстраданные, в отличие от попсы. В шансоне нет ни одного человека с высшим музыкальным образованием, но зачем оно им? Они знают жизнь и талантливы, умеют писать хорошие песни, а этого вполне достаточно для того, чтобы их полюбили не только бандиты, как принято думать, но и шоферы, академики, даже государственные люди.

- Что вы можете сказать о женщинах, поющих шансон? Как к ним относитесь?

- На мой взгляд, женщинам лучше не петь шансон. Они не сидели, тематики этой не знают, сами песни в основном не пишут... Просто надрывная женская лирика. Кроме Успенской, у которой была тяжелая эмигрантская судьба, никому из женщин сказать по большому счету нечего. Но она и пела-то не шансон, а ресторанную эмигрантщину — тоска по родине, родным и т.п. Когда я был в Америке в 1997 году, меня по всем злачным местам провез сын Япончика Гена Иваньков. Так вот там все насквозь было пронизано ностальгией. То же пели Михаил Шуфутинский и Вили Токарев. Нынешний женский шансон, я бы сказал, припопсованный. Возможно, чтобы продавать продукт, так и надо. У той же Успенской сейчас, кстати, совсем другой репертуар. А, скажем, Вика Цыганова , хоть ее и относят к этому жанру, шансон никогда не пела вообще. Просто когда ее надо было "реанимировать" как певицу, ее муж Вадим познакомился с Михаилом Кругом, и они затеяли совместный проект. Конечно, дуэтная песня "Приходите в мой дом" объективно прибавила рейтингов Цыгановой. А так, вспомните, ее после "Русской водки, хлеба и селедки" нигде не было слышно и видно.

- В то время как одни дистанцируются от шансона, другие, наоборот, идут в него, потому что не состоялись как поп-артисты. Есть же такие примеры?

- Конечно. Например, Кристина Пожарская, ныне известная как Катя Огонек . Она записывала попсовые песни. Мне как-то принесли послушать. Я сказал, что у нее хороший голос, она определенно талантливая, но в эстрадном варианте, на мой взгляд, не звучит. Предложил попробовать шансон. Ей придумали псевдоним, трагическую тюремную историю и Катя Огонек состоялась! Она после Успенской стала певицей номер один. А больше и некого отметить, пожалуй. Да и вообще, почему-то бытует мнение, что как только певице стукнет сорок лет, ей надо подаваться в шансон. С моей точки зрения, каждому лучше находиться на своем месте и не перемешивать жанры, если тебе это не к лицу.

Фото из архива Юрия Севостьянова

Ссылки по теме:

Михаил Круг

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Владимир Путин исполнил мечту тяжелобольного мальчика
Владимир Путин исполнил мечту тяжелобольного мальчика
Лавров объяснил, почему Россия не признает республики Донбасса
Генсек НАТО рассказал о боевых группах альянса у границ России
Лавров объяснил, почему Россия не признает республики Донбасса
Лавров объяснил, почему Россия не признает республики Донбасса
Лавров объяснил, почему Россия не признает республики Донбасса
Лавров объяснил, почему Россия не признает республики Донбасса
Вероятность войны между Россией и НАТО повысилась до 70 процентов
Косметика способна спровоцировать развитие рака
Вероятность войны между Россией и НАТО повысилась до 70 процентов
Германия выставила условия для сохранения "Северного потока - 2"
Вероятность войны между Россией и НАТО повысилась до 70 процентов
Вероятность войны между Россией и НАТО повысилась до 70 процентов
Германия выставила условия для сохранения "Северного потока - 2"
В случае удара по ДЛНР Украина перестанет существовать
Германия выставила условия для сохранения "Северного потока - 2"
В случае удара по ДЛНР Украина перестанет существовать
Германия выставила условия для сохранения "Северного потока - 2"
В случае удара по ДЛНР Украина перестанет существовать
Германия выставила условия для сохранения "Северного потока - 2"