Автор Правда.Ру

Николай Фоменко: я только с виду такой грубый и неотесанный.

Телеведущий, автогонщик, Актер — все это Николай Фоменко. Не много ли ипостасей для одного человека?
- Ну нет у меня свободного времени, понимаете! Просто нет! Вы сами там чего-нибудь придумайте и напишите, что у меня интервью взяли, — неожиданно шокировал меня Николай Фоменко по телефону.
- Как это?
- Ну как? Очень просто. Вот мне из одного известного журнала звонили, хотели обо мне материал сделать. Неделю звонили, другую, месяц. В итоге и у них, и у меня нервы сдали. Я им сказал: ребята, сочиняйте чего хотите! Они придумали интервью, его напечатали, я прочитал и порадовался — столько о себе всего нового узнал!
Пришлось объяснить Николаю, что мы так своих читателей обманывать не можем, и он в итоге сломался — нашел полчаса для беседы. Встреча состоялась около телецентра, в его шикарном джипе. Номер и модель машины актер просил не называть — боится, что угонят.
- Ну, вот вы меня и выловили. Все равно же все напишете так, как вам удобно! Правды будет процентов лишь тридцать — мне так кажется.
- Зря вы так думаете, Николай. Все, что расскажете сейчас, то и опубликуем. Так что если какой и будет обман, то только по вашей вине. С чего вам хотелось бы начать?
- Давайте начнем с небольшой биографической справки. А то я в разных книгах, в справочнике кинематографистов, в Интернете читаю свои биографии, и все они разные. Народ их сам, что ли, придумывает?
- Давайте, начинайте!
- Родился я в Ленинграде 30 апреля 1962 года. Моя мама, балерина, после травмы была вынуждена сменить профессию и стать инженером-строителем. Отец — физик-метролог, изобретатель самонаводящихся ракет, членкор РАН. Его имя внесено в список 500 лучших ученых мира.
Мой решительный характер давал о себе знать с детства. Меня выгнали из детского сада чуть ли не через три дня. За нападение на соседский детский сад. В первый же день я объяснил детям, что они живут неправильно. Нужно играть в войну. Тогда я не произносил букву "р" и был настоящим картавым командиром. И мы напали на соседний, совершенно не подготовленный детский сад.
Бурная жажда деятельности была замечена и оценена по заслугам. Решено было обратить этот вулкан в мирное русло. Мама подвела меня к дверям музыкальной школы и поинтересовалась, на каком инструменте я собираюсь заниматься. Я выбрал скрипку. Выйдя из зала, где проходило прослушивание, на вопрос взволнованных родителей: "Ну, как?" - спокойно и с достоинством сказал: "Лучше меня никого не было". У меня и вправду обнаружился настоящий музыкальный талант, и с самого начала мне давали самые трудные концерты. К тому же, после скрипки мне было легко осваивать любой другой музыкальный инструмент.
В пятом классе я пошел в ТЮТ — Театр юношеского творчества. Поступать нужно было, как в театральный институт, — три тура: басня, проза, стихотворение. Все мы учились быть артистами, но при этом получали еще и прикладные навыки. Это было то, что называется игровым образованием. Но это еще не все. Мне очень нравились горные лыжи — нравились настолько, что я параллельно стал мастером спорта. Где-то в промежутках между горными лыжами, спектаклями и концертами притулились и нормальные школьные уроки...
- Я где-то читал, что вы вели все школьные танцевальные вечера.
- Это точно. Но почему-то отношений с уроками и школьными учителями это не улучшало. А когда я окончил школу, мне даже не отдавали школьный аттестат, так как, несмотря на строжайший запрет, я со своей группой исполнил на выпускном вечере песни на английском языке. Для спасения документов пришлось вызывать папу, который умел влиять на учителей.
Казалось, мое будущее определено: меня ждало музыкальное училище, к которому меня готовили так долго. Но неожиданно для всех я решил поступать в театральный институт. Зачислен я был просто чудом, так как до 17 лет не выговаривал букву "р", а людей с дефектами речи отбраковывают обычно еще до первого тура. На вопрос экзаменационной комиссии, о чем же думал будущий актер, собираясь поступать, я находчиво ответил: "Готовился к роли вождя мировой революции". Исправить картавость мне, кстати, удалось только к концу первого учебного года.
- Группа "Секрет" появилась тогда — в институтские годы?
- Да, в 1981 году. Тогда я познакомился с Максимом Леонидовым и Дмитрием Рубиным, студентами Ленин-градского института театра, музыки и кино. Встреча оказалась судьбоносной, ибо уже через год появилась первая в истории института группа "Кристина". Осенью 1982 года мы коллективно решили переименоваться в группу "Секрет" - в честь битловской песни "Do You Want to Know a Secret?". Для меня популярность "Секрета" была, как взрыв. Мы впервые всерьез вышли играть концерт в питерском Дворце молодежи. Публика нас не знала совсем, только видела по телевизору. Но когда объявили: "Группа "Секрет"!" - я услышал обвал, которого не слышал с тех пор никогда. Было страшно выходить на сцену. Это было, как шок? Это, наверное, называется "проснулся знаменитым".
- К тому времени вы уже окончили институт?
- Заканчивал. После окончания я совмещал участие в группе с работой в Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина. Но сочетать работу в театре и в группе было невозможно, и я от театра отказался. Зато моя фильмография, без лишней скромности можно сказать, насчитывает более десяти картин, поставленных Машковым, Пичулом, Рязановым.
- Николай, любите ли вы театр? Спрашиваю вас как артиста драматического.
- Даже не знаю, что и ответить вам. Скорее нет, чем да.
- А можете вспомнить, с чем поступали, что вы читали?
- Что я читал? О, я читал "Жалобную книгу" Чехова, я читал "Василия Теркина". И самое чудеральное произведение — басню "Лягушка и вол" Ивана Андреевича Крылова. Из нее впоследствии вырос даже целый эстрадный номер, не в моем исполнении, а в исполнении моих однокурсников, о том, как я читал басню "Лягушка и вол" Ивана Андреевича Крылова.
- Я такую даже не знаю.
- "Лягушка на лугу, увидевши вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться, и ну топорщиться, пыхтеть и надуваться". Вот и я надувался в течение всего этого времени, когда читал. И не удержался. Надувался я, понимаете, в полном смысле этого слова, то есть я краснел, становился толще, то есть задерживал воздух в себе, и так напрягался, что, прошу прощения, но при всей приемной комиссии?
- Сделал "это"?
- Да, я неожиданно? И самое смешное заключается в том, что я потом, когда был третий тур, прочитал ту же басню, и опять сделал то же самое... Несмотря на то, что я не произносил буквы "р", я был принят. Не мной открыто: удержаться в институте сложнее, чем поступить.
- Кстати, а это не на вашем курсе был знаменитый спектакль "Все звезды"?
- Нет, это параллельный курс, где учился Макс Леонидов. Но постольку, поскольку мы в это время еще и делали группу "Секрет", то мы все непосредственно принимали участие в этом деле. Я на сцену не выходил, потому что Аркадий Иосифович Кацман не позволял студентам других курсов этого делать, но оставшиеся члены коллектива группы "Секрет", конечно, выходили, исполняли группу "Битлз" и так далее.
- С театром все понятно, а вот с группой "Секрет" не совсем. Ради чего вы тогда пели, ведь тогдашний шоу-бизнес наверняка не приносил больших денег?
- Никакого представления о деньгах мы не имели. Я по себе сужу. Вот сейчас мне 38 лет, а я себя ощущаю явно до тридцати. Я молодой, потому что мне до сих пор хочется делать и то, и другое, и пятое, и десятое. А тогда башка вообще ничего не соображала. Мы пели ради чего? Просто хотелось! Нам нравилось. А заплатят нам или нет — тогда это было делом последним, неважным.
Проработав года три, записав три альбома и отыграв несчетное количество концертов, мы окончательно измотались. И при этом снимали телепрограммы: "Поп-антенна", "Топ-секрет". Программы музыкальные, но в них были интересные "обвязки", которые были значимее и важнее, чем музыка. Из "обвязок" выходили всяческие хиты типа знаменитого "Ну что же ты, Иглесиас?", много всего искрометного и импровизационного. Опыт был огромный, и поэтому в 1994 году продюсер Марта Могилевская позвонила мне и попросила "вытянуть" игровую программу "Проще простого", которая выходила на Российском канале уже год и никак не "шла". Так я вернулся на ТВ. Программа шла до 1995 года. Я ее вел год. Я вообще считаю, что год для телевидения — оптимальный срок. Зритель должен посмотреть, понять, полюбить и... огорченно потерять. И ждать чего-то нового. Я все передачи так закрываю и отношусь к этому легко. Это не те события, по поводу которых надо расстраиваться.
- А дальше появилось НТВ...
- Меня туда зазывали трижды. Я после театра побаивался лезть в узду штатного сотрудника. Было ощущение, что меня будут использовать, как надо хозяевам, но тем не менее мне сказали: "Делай, что хочешь, хоть на голове стой, только не веди регулярных программ на других каналах, и мы не будем тебя неволить". И по сегодняшний день я более комфортного существования в жизни, чем на НТВ, не знал. Если раньше мне нужно было придумать, найти денег, уболтать кого-то на просмотр, сделать, наконец, продукт, то здесь впервые меня никто ни в чем не ограничивал, не грозил пальчиком.
- Но деньги все-таки искать приходилось?
- Сейчас время трудное: многие передачи снимаются без участия телеканалов, потом просто права мы отдаем. Мне нередко самому приходилось находить деньги, убеждать людей. В деловых кругах у меня сложившийся имидж, довольно забавный. Мне говорят: "Ты давно мог бы быть в порядке по всем вопросам, но в силу своей увлеченности ты до сих пор не миллионер". Куда там миллионер, даже близко нет... Я отказов не получаю, потому что не пойман на ошибках, на творческих неудачах.
- А вам никогда в жизни не вредил имидж рубахи-парня?
- Те люди, которые со мной работают, знают меня далеко не как рубаху-парня.
- Слышал, вы, Николай, всерьез подсели на автоспорт?
- Это со мной уже давно. Наверное, лет восемь, не меньше.
- А до того вы гоняли на горных лыжах и, говорят, даже якобы входили в сборную страны?
- Почему якобы? Я дорос до юношеской команды, а вот дальше застопорилось. Это же были времена советского спорта, когда за место под солнцем полагалось платить. У нас в семье с деньгами была напряженка, отец не мог совать взятки тренерам, и моя карьера горнолыжника закончилась досрочно. Зато теперь, как вы справедливо заметили, я гоняю не по горам, а по автодрому.
- А ваша супруга машинам, кажется, предпочитает лошадей?
- И это правда. Маша только что звонила мне на мобильный. Сегодня ее постигла, скажем так, некоторая неудача. Нет, Маша жива, здорова, слава Богу, ничего себе не сломала, но... с лошади упала. Периодически такое случается с теми, кто занимается конкуром.
- Маша недавно конным спортом занялась?
- С детства скачет. И лошадь у нее очень хорошая, правда, новая, к ней привыкнуть надо. Раньше она, лошадь, принадлежала многократной чемпионке СССР по конному спорту Лихобабе. Несколько лет назад попросили знаменитую наездницу отобрать в табуне перспективных жеребцов и расплатились с ней за работу живым товаром. Привезли коня в Москву, а что с ним делать дальше — неясно. Лихобаба — женщина преклонных лет, давно на пенсии, лишних денег, сами понимаете, нет, а за породистым скакуном особый уход нужен, специальный рацион и все такое прочее. Вот и позвонила Лихобаба моей теще, поинтересовалась у кавалерист-девицы, не ищет ли кто доброго коня.
- Лариса Голубкина тут же подумала о любимой дочке и — "купыла мама коныка, а конык без ногы"?
- Примерно так. Только и коник с ногой, и не мама купила, а любящий муж. В общем, с того момента началась у нас в семье лошадиная эпопея.
- А что, Лариса Ивановна по-прежнему лихая наездница?
- Это вы по "Гусарской балладе" судите? Она о другом транспортном средстве сейчас мечтает — о мотоцикле марки BMW. Словом, семейка у нас еще та. Ужас!
- Зато можно соревнования по триатлону устраивать: на первом этапе — Маша на коне, на втором — теща на мотоцикле, на третьем — вы на автомобиле. Кстати, как ваши автоспортивные успехи?
- В 97-м году наша команда стала чемпионом России по кольцевым гонкам. Правда, два следующих сезона оказались неудачными. С 8-й модели "Жигулей" мы пересели на 99-ю, год ушел на пристрелку к новой машине, кажется, начали соображать, что к чему, но тут нас покинул спонсор. Словом, абсолютное повторение истории команды BAR из "Формулы-1". За нее Жак Вильнев выступает, знаете? В 98-м году я был на этапе "Формулы" в Монте-Карло и прямо там, в Монако, познакомился с Жаком. Мы закорешились, и с того момента начались неудачи — и у него, и у меня. Я говорю Вильневу: "Просто черная полоса — постоянные сходы с трассы. То мотор откажет, то резина подведет..." А Жак мне отвечает: "Я в таких ситуациях всегда волосы перекрашиваю. Помогает". Ну, я и заделался блондином. И что вы думаете? Следующую гонку доехал до финиша. А потом опять все пошло наперекосяк. Хоть наголо брейся!
- В автоспорте существует внутренняя градация? Грубо говоря, кто круче — кольцевики или раллисты?
- Гонщики не любят этих разговоров, каждый свое болото хвалит. Например, участники ралли-рейдов вроде Париж — Дакар на остальных смотрят свысока: мол, мы настоящие конкретные асы, а все вокруг — слабаки. Кольцо? Ха, вокруг клумбы гоняют, смешно! А я могу сказать, что кольцо — король автоспорта. В гонках что главное? Скорость. У нас, конечно, не триста км в час, как в "Формуле", но и не сто двадцать, как в ралли. Раза в два выше.
- Здоровьем рискуете.
- Сейчас уровень защиты пилотов достаточно высок: шеститочечные ремни, каркас безопасности, хотя, конечно, застраховаться от неприятного сюрприза нельзя. Например, в Питере построили трассу Невское кольцо. Там есть дли-и-инный тягун. В этом месте может произойти что угодно. И происходит! Секунда — и машина летит в отбойник. Все, восстановлению не подлежит.
- И вы бились?
- Именно там — нет, но в других местах — бесчисленное количество раз! Я ведь начинал с гонок на выживание. Так друг друга засаживали, что вспомнить страшно! За гонку пару машин на "уши" обязательно вешали. Знаете, как это? Автомобиль переворачивается и едет на крыше... Однажды я установил личный рекорд, в гололед проскользив на "ушах" полсотни метров. Сейчас понимаю: ужас, а тогда все казалось ерундой.
- И куда только ваша жена смотрит!
- А она на это безобразие давно уже не смотрит. Поначалу Маша ни одного старта не пропускала, везде меня сопровождала, жутко переживала. Наверное, она по-прежнему волнуется, беспокоится, но я об этом как бы не знаю, делаю вид, что мне все по барабану. Маша элементарно выбилась из сил. Ведь, кроме всего прочего, автоспорт занимает очень много времени. Теперь даже спектакли в театре "Сатирикон", где я играю, назначаются исключительно на дни, свободные от гонок. Сезон у меня начинается в апреле, заканчивается в ноябре, и все это время я себе практически не принадлежу. Сборы, выезды, тренировки, старты...
- Получается, сначала вы автогонщик, а затем уже актер, муж, отец?
- Мы подписали тяжелейший контракт со спонсорами, экстрапрофессиональный, абсолютно европейский, от нас ждут высоких результатов, так что придется отрабатывать авансы.
- Значит, на всех прочих проектах ставите крест?
- Конечно, нет. Я только с виду такой грубый и неотесанный, в действительности же человек очень обязательный. Скажем, если у меня есть неделя между гонками, в эти дни впихиваются записи сразу нескольких программ, которые потом будут идти на экране в течение полутора месяцев. График очень плотный, но так у меня повелось не вчера, я уже привык. Если только тяжелая болезнь вырвет Колю из ваших рядов, но пока — тьфу-тьфу! — все нормально, справляюсь.
- Николай, необычный вопрос: а вы служили в армии?
- Служил. И не скажу, что эти полтора года мне так уж легко дались. Все было — и драки, и дедовщина, и Мончегорск с Кировском и прочими не самыми туристическими местами.
- Скажите, как преуспеть в шоу-бизнесе?
- Нужны нетривиальные решения. Сейчас всем кажется, что достаточно "засадить" сотку тысяч долларов, раскрутить клипчик — и все, стал знаменитым певцом. Это неправда. Если вы не попадете в самое сердце потребителя, то вы в этом бизнесе надолго не останетесь. К несчастью, я занимаюсь двумя профессиями, которыми владеет каждый человек в нашей стране. На Западе никто так не считает, а у нас каждый думает, что он может быть артистом и Шумахером.
- А шоу-бизнесменом у нас себя тоже считает любой?
- Для чего у нас существует шоу-бизнес? Чтобы вложить в него 100 тысяч, а достать 500. Группа Rolling Stones до сих пор сначала играет концерты, а потом выпускает ролики и альбомы. Это нормально: ехать с концертами — это раскручивать альбом, чтобы люди после концерта пошли и купили пластинку. У нас же сначала делают клип, потом пластинку, а потом уже идут концерты. То есть двигаются по пути наименьшего сопротивления: а вдруг зритель на концерт не пойдет?
В шоу-бизнесе до сих пор у многих есть ощущение волшебства: "Вот сейчас моя Зинка так споет, что ее концерт будет стоить двадцать тысяч долларов".
Я считаю, что наша страна страдает оголтелой самодеятельностью во всех проявлениях. Сомнительные романтики — вот так я бы назвал наших соотечественников.
- Скажите, Коля, а вот вы сильно изменились с тех пор, как повзрослели?
- Не-а.
- Нет? Вообще человек меняется со временем?
- Вы знаете, как? Я вам скажу: не меняется система координат, для меня это правильно, не менять ее. Есть люди, которые живут другими принципами, это тоже верно, это модель. Вообще ведь все основано на конфликте: хорошо — плохо, белое — черное, плюс — минус. Все это понимают прекрасно. Вот бабушка мне говорила: нельзя это, нельзя то, нельзя так произносить слова, нельзя голос повышать. Бессмысленно указывать человеку в такой форме на его ошибки. И я не мог этого понять до какого-то момента, я был максималистом, да и сейчас остаюсь максималистом. Но я умею слушать. С возрастом приходит умение слушать другого человека, потому что, кем бы ты ни был, все равно есть возможность что-то получить. Как только ты научился слушать, чем больше ты слушаешь, тем больше имеешь возможности учиться до самого конца. Если ты учишься до самого конца, значит, ты будешь стараться максимально держаться в этом колесе времени. А если ты будешь держаться в колесе времени, значит, у тебя есть возможность до самого конца быть деятельным человеком. Мне кажется, изменения коснулись только этого. А принципы — куда нам от них деться? Любой киллер знает, что убивать нехорошо.
- Я запомнил одно из ваших интервью, где вы говорили про то, что хорошо бы уехать из России, эмигрировать. С тех пор изменилось ваше отношение к стране и к себе?
- Вы знаете, да. Изменилось отношение. Я просто понял, что во многом виновата не страна, а мы сами. И ничего тут не попишешь. Мы сами творцы своего счастья, своего настроения.
- И что же создает вам хорошее настроение?
- Это может быть все что угодно. Погода, хороший телефонный звонок...
- Любовь?
- Любовь, состояние влюбленности.
- А вы — человек влюбчивый?
- Уважаемый, я человек женатый и задавать мне такие вопросы просто неприлично!
- Хорошо. Самый последний ваш проект на телевидении — "Последний герой-3". Правда, что вы должны были вести и предыдущие выпуски этого телешоу?
- Ну, самую первую серию — нет. Это был авторский проект Сергея Бодрова, под него все сделано, под него сценарий писался. Но по задумке продюсеров каждую серию игр должен вести новый ведущий. "Последнего героя-2" действительно должен был вести я, но так сложилось, что я приболел, и мне предложили, не соглашусь ли я на третью часть. Я согласился. Тогда-то и позвали Дмитрия Певцова.
- А как вы считаете, кто с задачей лучше справился — вы или Певцов?
- Ну об этом я вам не скажу! Не подумайте, я не боюсь Димку обидеть или себя приподнять — нет! Просто по условиям контракта с Первым каналом до завершения трансляции в эфире всех выпусков программы я не имею права ничего рассказывать ни о курьезах на съемках, ни о своих впечатлениях. Так что подождите еще немного.
- Хорошо, подождем. Напоследок — поделитесь вашей самой сокровенной мечтой.
- Хм? Помните такой детский мультфильм "Утиные истории"? Там в главной роли был дядя Скрудж — сумасшедший миллионер, у которого был свой банк, до крыши набитый денежными купюрами и звонкими монетами, и он в них купался. Удовольствие получал. Так вот я хотел бы хоть раз в жизни искупаться хотя бы просто в ванне с деньгами. И при этом знать , что это все мое, что я богат, несказанно богат!

Денис Лобков, "Семья"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Сенсация на ПМЭФ: мировые лидеры "присягнули" России
Сенсация на ПМЭФ: мировые лидеры "присягнули" России
Сенсация на ПМЭФ: мировые лидеры "присягнули" России
Снова братушки: в Болгарии назрели перемены
Москва требует от Лондона извинений за дело Скрипалей
Москва требует от Лондона извинений за дело Скрипалей
Сенсация на ПМЭФ: мировые лидеры "присягнули" России
Макрон признал несоблюдение НАТО обязательств перед Россией
Макрон признал несоблюдение НАТО обязательств перед Россией
Макрон признал несоблюдение НАТО обязательств перед Россией
Макрон признал несоблюдение НАТО обязательств перед Россией
Во Франции сообщили о признании Россией допинг-системы
Макрон признал несоблюдение НАТО обязательств перед Россией
Макрон признал несоблюдение НАТО обязательств перед Россией
Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении малайзийского "Боинга"
Макрон признал несоблюдение НАТО обязательств перед Россией
Улицу Джохара Дудаева в Риге предложили назвать именем Михаила Задорнова
Во Франции сообщили о признании Россией допинг-системы
Сенсация на ПМЭФ: мировые лидеры "присягнули" России
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
США потребовали от Европы остановить "Северный поток - 2"