Муслим Магомаев: "Я никогда не ставил концерты на поток"

Одной из самых больших сенсаций петербургского гастрольного лета стал концерт в "Октябрьском" зале Муслима Магомаева и Тамары Синявской. Тот, кто считает, что Муслима и Синявской очень давно не было в БКЗ с сольниками, ошибается: они вообще ни разу в своей богатейшей биографии не давали сольники в "Октябрьском". Приезжали лишь на какие-то сборные программы, фестивальные или "закрытые" концерты...

 Тем удивительней был переаншлаг (лишние билетики спрашивали у метро "Площадь Восстания"), горячий прием, море цветов и ностальгии. Супруги, прибывшие в день концерта самолетом (они не любят ночевать в гостиницах!), похоже, переоценили свои возможности и выглядели за кулисами взбудораженными. Не так часто доводится им нынче давать сольные концерты на таких сценах, в таких аудиториях. Отсюда и волнение, усталость, нервы. Особенно переживал Муслим Магометович, то и дело вытиравший платком пот со лба...

 Но все сложилось лучше, чем можно было предположить. Успех был столь очевиден, что супруги моментально получили несколько предложений повторить сольник в БКЗ чуть ли не через месяц, но, поразмыслив, согласились приехать в феврале 2003-го, причем выступить не под рояль и инструментальную фонограмму, а вместе с симфоническим оркестром.

 

  - Муслим Магометович, вы народный артист Советского Союза, а также Азербайджана. Какие еще награды Родины имеете?

 - Орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов... Есть и какие-то необычные награды - например, орден Шахтерской славы.

 

  - Можно ли вас когда-нибудь увидеть в пиджаке со всеми орденами и регалиями?

 - Боже упаси! Я их никогда в жизни не надевал. Мне их вручали, в основном, по праздникам или к каким-то круглым датам. Я, естественно, не отказывался, но и чувство неловкости не покидало.

 

  - Не сомневаюсь, что к грядущему 60-летию (которое М.М. отметит этой осенью - Прим. авт.) вас ждут новые награды и звания. Как, кстати, будете отмечать славный юбилей?

 - Может быть, сделаю концерт, какой был у меня на 55-летие. Тогда пригласили в зал "Россия" своих друзей. В зрительном зале убрали кресла и поставили столики для гостей. Никаких билетов не продавали, концерт не был афишным. Никакой программы не составляли, все было построено на принципе импровизации, а вел программу мой давний друг, с которым мы работали много лет, - петербургский конферансье, народный артист России Григорий Баскин.

 

  - Ваши знаменитые гости пели или просто общались, кушали?

 - На сцену выходил лишь тот, кто сам этого хотел. Алла Борисовна даже спросила: "А почему никто не предупредил, что будет концерт, мы бы с Филиппом прихватили музыкантов или фонограмму". А я лишь улыбнулся: "Алла, никто никого не предупреждал. Ну не споете - ничего страшного. Пришли с Филиппом, посидели, уделили мне какое-то внимание - это приятно!"

 

  - На совместных концертах с Тамарой Синявской вы, явно вспоминая свое консерваторское образование как пианиста, садитесь за рояль и аккомпанируете супруге.

 - Я по-прежнему люблю играть на рояле, с удовольствием поддерживаю форму как пианист. Увлекают меня и аранжировки, оркестровки. Для концерта памяти замечательного композитора Арно Бабаджаняна я сделал новые, более современные аранжировки старых шлягеров. Когда меня приглашают выступить в творческих вечерах Дунаевского, Блантера, Хренникова, Богословского, то я не достаю архивные фонограммы, а, пользуясь случаем, делаю новые оркестровки, как бы сейчас сказали, ремиксы. Благо, возможности современных компьютеров позволяют сделать это, не выходя из дома.

 

  - Вы увлечены компьютерами или воспринимаете их как забавы нового поколения?

 - Компьютер - это моя страсть и моя слабость. И не только Интернет, а еще самые разнообразные программы. Например, с помощью фотошопа я "меняю имидж" многим своим знакомым.

 

  - "Приклеиваете" им усы, бороды, парики?

 - Наоборот, омолаживаю, делаю красивей. Мой компьютерный портрет Ирины Архиповой, в который я вложил души и творчества не меньше, чем при занятии живописью, так понравился певице, что она повесила его у себя дома, рядом с замечательными художественными полотнами.

 

  - Ваша единственная дочь от первого брака, говорят, подавала большие надежды в музыке, но что-то о ней давно ничего не слышно...

 - Ее родные настояли на том, чтобы дочка поступила на биофак, хотя действительно у нее были музыкальные таланты. Теперь она живет в Америкесо своим мужем.

 

  - Когда я приобрел книжку ваших воспоминаний, то рассчитывал почерпнуть множество закулисных подробностей, прочитать о том, как Магомаев будет "разбираться" со своими обидчиками и недругами, которых в вашей непростой жизни хватало. Однако ничего этого не нашел в книге: все очень строго, чинно, доброжелательно.

 - Меньше всего мне хотелось бы превращать книгу воспоминаний о своей жизни в разборку, пусть даже со своими "лучшими" врагами. Я решил, что вообще не буду упоминать тех лиц, которые мне в какой-то мере неприятны, несимпатичны. К тому же даже самый большой фолиант не может вместить в себя одну человеческую жизнь. Поэтому бессмысленно пытаться втиснуть все в одну книгу, но писать другую у меня нет никакого желания.

 

  - Вы ведь, кстати, можете подавать документы на вступление в Союз писателей. Кроме собственных мемуаров, вы в свое время написали книгу о великом Марио Ланца... Будете продолжать?

 - Я теперь переключился на живопись (улыбается). Мне во многом помог Шилов - не только советами мэтра, но и одобрением моего скромного творчества. Пишу портреты Пушкина, Верди, Чайковского... О персональной выставке не думаю, хотя такие предложения время от времени возникают, причем от самых знаменитых музеев. Но я думаю, что устроителей таких проектов больше интересует мое имя как артиста, а не художника.

 

  - Вы записали множество песен, арий, вокальных композиций. Какие вам самому кажутся наилучшими?

 - Ответ прост: те, что я отобрал для сборника, состоящего из двух компакт-дисков. Причем я выбирал не по тому, насколько популярна песня была в свое время, а по тому, насколько хорошо мне удалось ее спеть, записать.

 

  - Не возникало желания прийти в студию и переписать старые шлягеры? С высоты своих лет и своего опыта вы могли бы, по-моему, даже свои шедевры улучшить.

 - Зачем? В одну реку не войти дважды. И потом, давайте начистоту: "Мне больше нравится, как я пел раньше". Это говорил когда-то Лемешев, а я лишь могу повторить вслед за бесконечно уважаемым Сергеем Яковлевичем. Мария Каллас тоже была мудра: "Жалко, что в то время, когда певец знает, как надо петь, когда он мудреет, может вложить больше сердца, души, он не может вернуть свой же молодой голос!"

 

  - Нынче вы и поете редко. Не то, что раньше, когда приезжали в Ленинград на десять дней и давали по три концерта в сутки...

 - Это все миф. На три концерта я никогда не соглашался, да не только теперь, но и в прежние времена не гнался за количеством концертов. Старался поберечь не только себя, но и зрителя. Ведь если артист поставил концертную деятельность на поток, то о каком творчестве можно рассуждать всерьез?

 

  - И все же, когда может "случиться" новый альбом Магомаева?

 - Да нет же! Не будет такого альбома. Года три-четыре назад я обещал в телепрограмме Караулова, что уйду со сцены. Не сказал, правда, что это произойдет тотчас, но все же...

 

  - Но три-четыре года назад не было столь мощной ностальгической волны, которая позволила вам нынче собирать такие огромные залы, как "Октябрьский"...

 - Могу лишь констатировать, что, действительно, сейчас публика принимает меня чуть ли не лучше, чем в 60 - 70-е годы. А ведь в моем возрасте каждый день пения для вокалиста - уже подарок. Конечно, бывают удивительные исключения. Вроде того, когда Марк Рейзен в 95 лет выходил на сцену, или Ирина Архипова, которая по-прежнему поет в свои, не буду говорить, сколько, лет. Это редкий божий дар - такое вокальное долголетие.

 

  - Ваш брак с Тамарой Синявской многие называют идеальным, эталонным...

 - У нас, как и в любой семье, были разные периоды. Одно время мы сильно ссорились - что скрывать. Но нам хватило мудрости преодолеть этот кризис. Конечно, мужчина должен быть главным в семье, но, по большому счету, у нас с Тамарой все на равных...

 

  Михаил САДЧИКОВ

 газета "Санкт-Петербургский Курьер" специально для "ПРАВДА.РУ"

Ссылки по теме:

  Независимая газета:

  Советская мелодия

  Комсомольская правда:

  Высоцкий и Магомаев - чемпионы любви по телефону

Обсудить