От Красногорска до Голливуда: как Кайто Шома создал мировой музыкальный феномен

6:05

Представьте, что музыка из гетто Теннесси 90-х, переосмысленная русским студентом в 2016-м, вдруг звучит из спорткаров, игр и блокбастеров по всему миру. Именно это произошло с фонком — жанром, который благодаря Кириллу Шевченко, известному как Kaito Shoma, покорил глобальные чарты.

Путь от студента до продюсера

Кирилл — не хипстер из Бруклина и не голливудский продюсер. Он выпускник факультета аэрокосмической инженерии МАИ из подмосковного Красногорска. Именно его технический склад ума помог по-новому взглянуть на музыку и перестроить звучание целого жанра.

Всё началось с разочарования. Студент МАИ Кирилл Шевченко пытался читать рэп, но его не устраивали биты. В 2015 году во время стрима Malina Boy он услышал "CVRSXD — Blasted feat. Baker" и был потрясён: "Я никогда еще не слышал ничего подобного".

Прорыв случился, когда он сместил фокус с подражания на исследование. За одну ночь, вдохновившись игрой Hotline Miami, он создал целый альбом, который быстро разлетелся по интернету и определил его уникальное звучание.

"Я делал это больше для себя и не ожидал такого успеха", — признаётся Кирилл. Он был удивлен, когда случайно встретил группу молодых людей в Москва-сити, слушавших его треки на колонке.

Вирусный взрыв "Scary Garry"

В 2016 году Кирилл выложил "Scary Garry" во ВКонтакте — трек с тяжелыми басами и жуткой атмосферой. Спустя четыре года, в конце 2020-го, композиция неожиданно стала вирусной в TikTok, идеально вписавшись в эстетику коротких видео с пугающими сценами. За несколько месяцев трек использовался в более чем 550 000 видео.

Американский лейбл Black 17 Media предложил Кириллу контракт, и "Scary Garry" официально появился на всех цифровых платформах с указанием авторства семплов из треков DJ Paul и Kingpin Skinny Pimp. Это не только легализовало трек, но и создало музыкальный мост между поколениями — от Memphis rap 90-х к современному дрифт-фонку.

Сегодня "Scary Garry" имеет более 200 миллионов прослушиваний на Spotify и продолжает набирать популярность. Сам Кайто отмечает: "Фонк — это уникальный феномен, который я тогда не мог объяснить… Но теперь, оглядываясь назад, понимаю: все это создал я сам".

Архитектор жанра

В 2018 году он выпустил первое русскоязычное обучающее видео по созданию фонка, когда таких материалов в интернете не было. Вскоре на его канале в популярном видеохостинге появилась целая серия уроков.

Эти видео стали катализатором для движения. Практически все современные артисты фонк-сцены начинали, учась по материалам Кирилла. Его объяснения, сочетающие технические детали и философию звука, помогли сотням новичков создать первые треки без опыта.

Параллельно с обучением Кирилл развивал сам жанр. Его главная инновация — дрифт-фонк — поджанр, который отличается быстрым ритмом, сильной динамикой и агрессивным настроем.

Мост между поколениями

Одно из важных достижений Шевченко — установление прямого контакта с пионерами Memphis rap. Ему удалось получить одобрение от DJ Paul из Three 6 Mafia. "Они не имели абсолютно никакого представления о том, что происходит, и даже не подозревали о силе убеждения сообщества фонк", — рассказывает Райан Цельсиус. Эта связь легитимизировала дрифт-фонк как полноценное продолжение музыкальной традиции.

"Жанр эволюционирует каждые 2-3 месяца", — отмечает Кирилл, наблюдая, как фонк впитывает элементы хауса, гиперпопа и бразильского фанка. И в каждой из этих эволюций есть частичка архитектурного видения Кайто Шомы.

Выход в мейнстрим

Выход дрифт-фонка за пределы интернет-культуры ознаменовался громкими коллаборациями. Трек "4" вошел в официальный саундтрек "Fast X" (части франшизы "Fast & Furious"), а "Doki Doki" прозвучала в сериале "Амура". Эти проекты закрепили статус дрифт-фонка как полноценного коммерческого жанра.

На концертной сцене Шевченко стал востребованным хедлайнером. Шоу BAPTISM в ДК Кристалл, концерт DVRST x KAITO SHOMA, фестиваль CRIMEWAVE X и онлайн-фестиваль ARCADIA собирали полные залы, доказывая, что андеграундное звучание может конвертироваться в реальную популярность.

Будущее жанра

"Сейчас фонк — это то, что нельзя игнорировать", — констатирует Кирилл. Универсальность жанра делает его привлекательным для разной аудитории: "Всем нравится фонк, и даже если вы любите слушать грустную музыку или очень агрессивную, поверьте, вы найдете всё это в этом одном жанре."

Что ждет фонк дальше? "Поскольку жанр постоянно смешивает все, что возможно, и довольно успешно, даже трудно представить, что его ждет. Будущее определенно есть и будет!"

"Я не строил стратегий, не пытался искусственно продвигать себя — я просто создавал то, что любил, и делал это лучше всех", — эта простая философия помогла Кириллу преобразить музыкальный ландшафт 2020-х годов.

Сам Шевченко не останавливается на достигнутом. Его инженерный бэкграунд и творческая смелость позволяют постоянно исследовать новые территории, сотрудничать с легендами Memphis rap и готовить почву для следующей музыкальной революции.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Последние материалы