История возникновения традиции есть мюсли на завтрак

Тайны происхождения американского завтрака

Большинство населения на Западе обычно питаются следующим образом: хлопья с молоком  на завтрак, сандвичи на обед, ну и мясо с зеленью — на ужин. О том, почему выработалась именно такая привычка, которая, как известно, вторая натура, пишет в своей новой книге "Три приема пищи: выдумка американской кухни" историк кулинарии Абигейл Кэрролл.

В период первоначальной колонизации Америки пищу принимали лишь раз в день, сообщает интернет-издание Smithsonian.com. На обед ели горячее. Фермеры и рабочие садились за стол рано, потому что рано вставали, буржуа могли проваляться в постели до обеда, следовательно, ели поздно. Завтрак и ужин отчасти напоминали перекус остатками от обеда или мамалыгой, но большого внимания им не уделяли. Совсем иначе относились к обеду, когда все рассаживались за одним столом и вели непринужденную беседу о том, как хорошо чем-то подкрепиться. В это время не стоял вопрос о том, что нужно съесть и обед мало чем отличался от завтрака или ужина. Просто ели все, что Бог послал.

Читайте также:  Еда из прошлого — ключ к настоящему

С наступлением эры промышленной революции кардинально изменился график работы людей. Сельский образ жизни сменил городской. Уйти с фабрики, чтобы пообедать дома уже было нельзя. Зато вся семья собиралась за общим столом после работы, и этому приему пищи придавалось особенное значение. В это время большее значение начали придавать манерам, этикету и прочим формальностям. Вот тогда-то люди и стали соотносить определенные продукты со временем принятия пищи.

Поскольку обед сместился к вечеру, в середине дня образовалась лакуна, которую пришлось заполнить ланчем — так называемым вторым завтраком. Для ланча вполне сгодится кусочек пирога, сандвичи или печенье. Приготовить бутерброд проще простого, кроме того, после такого обеда вовсе не обязательно мыть грязную посуду. По этим причинам ланч приобрел неслыханную популярность не только среди взрослых, но и среди детей.

Во время промышленной революции большинство новоиспеченных горожан продолжали питаться по старинке, придерживаясь традиционных для сельского образа жизни традиций питания. Однако из-за сидячего образа жизни такой прием пищи зачастую приводил к несварению желудка. Проблема здорового питания становилась все более актуальной, и вскоре нашлись специалисты, которые сумели найти адекватное решение.

Пропагандистом здорового образа жизни сделался американец Сильвестр Грэм (Sylvester Graham), ратовавший за вегетарианство и цельнозерновую диету, который в этом видел панацею от всех недугов и рекомендовал употреблять на завтрак именно такого рода продукты. На рубеже XIX-XX веков врачи, не работавшие в санаториях, вроде Джона Харви Келлогга (John Harvey Kellogg), сначала подбросили, а затем успешно реализовали идею потреблять мучное. Фабриканты, некоторые из которых подобно Чарльзу Посту (Charles C. Post) были связаны с санаториями, развивая подобные идеи, они сделали сумасшедшую рекламу мюсли, как чрезвычайно полезному для здоровья продукту, способному избавить даже от хронических заболеваний.

После открытия витаминов в 1910-е годы, на столах американцев появился апельсиновый сок и молоко. Последнее стало этаким суперпродуктом, который препятствует развитию авитаминоза. Особенно отсутствие молока в рационе стало заметно в ХХ веке. Без молока обед уже не может считаться полноценным.

Американцы известные трудоголики  и поэтому ланч по-американски — это, в конце концов, быстрый способ перекусить в удобное время, подогнанное под рабочий график. В данном случае работа оказывает влияние на процесс питания, а никак не наоборот. Ведь полноценный обед настраивает совершенно на иной лад: следует не торопясь съесть горячее и получить удовольствие от вкуса приготовленных на второе блюд. Вместо ритуала вкушения пищи, вечно куда-то спешащим американцам достаточно залить молоком хлопья или поджарить кусочки хлеба в тостере. Главное — набить желудок перед трудовыми подвигами, а уже чем — не так важно.

Первоначально обед (скорее ужин) американских колонистов мало чем отличался от того, чем питались крестьяне в Европе. Заимствованная из Англии овсянка больше свидетельствовала о принадлежности к определенному классу, нежели о национальности. В 1700-е годы переселенцы начинают противопоставлять себя дикарям Нового света и в культуре потребления пищи происходит сдвиг в сторону английской кухни — на ужин подают жаркое. В XIX столетии нарождающийся средний класс Америки позаимствовал не только французскую еду, но и способ принимать пищу. Начинать обед с супа или подавать к обеденному столу салат — означало есть, как это делают во Франции. Десерт — изобретение тоже французское. Большинство заимствованных американцами десертов исходно принадлежали именно французам. Для среднего класса той эпохи обедать на французский лад означало подражать элите.

К концу XIX века содержать слуг стало накладно, затем грянула Мировая война и разразилась Великая депрессия, американцам пришлось крепче затянуть пояса. Бережливость стала национальной идеей и с французскими увлечениями пришла пора распрощаться. Верхом патриотизма отныне считалось питаться скромно. Обед в День благодарения стал образцом для ежедневного обеда. Только в отличие от идеала, мясо ели не ежедневно на ночь. Хотя идея про "цыпленка в каждой кастрюле" — a chicken in every pot, как в 1928 году гласил девиз предвыборной кампании кандидата в президенты США Герберта Гувера (Herbert Hoover), привела к появлению на столе мясных блюд.

Культовые американские хот-доги, гамбургеры, поп-корн, чипсы и прочие снеки появились сравнительно недавно вместе с развитием индустрии развлечений. Поначалу их ели лишь во время посещения спортивных мероприятиях, в луна-парках и прочих местах отдыха, позже в обычай вошло их употребление и дома - так же, как в России, например, везде традиционно лузгали семечки. Все убыстряющийся темп жизни и демократичность заставили забыть чопорные викторианские манеры, отказаться от столовых приборов и самих столов. Ну, а за этим пришла и полная свобода от ненужных условностей и детская непосредственность — все это, по мнению Абигэйл Кэрролл, связано с этим отказом.

Читайте также:  Рецепт хлеба каменного века

Последние исследования в области питания показывают, что еда усваивается гораздо лучше, когда все члены семьи едят вместе. Пища становится здоровее, если ее употреблять за семейным обедом. При этом речь идет не о перекусывании на ходу (это само собой разумеется), а даже о полноценном обеде, съеденном в одиночку. В довесок к здоровому образу жизни вы получите роскошь общения с детьми и другими членами семьи.

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *