В 1884 году швейцарский астроном Арндт объявил, что обнаружил за орбитой Нептуна планету… кубической формы

Существует ли кубический мир?

Конечно, мы знаем, что все планеты имеют шарообразную форму. Между тем, еще в 1884 году швейцарский астроном Арндт объявил о том, что обнаружил за орбитой Нептуна планету… кубической формы! В наши дни космолога Карен Мастерс из Портсмутского университета заинтересовало, как бы мог  выглядеть такой мир, если бы он существовал в реальности.

Несмотря на то, что уже в конце позапрошлого столетия все понимали, что "открытие" Арндта — полная чушь, о нем написали газеты, так как тема была увлекательной. "Нью-Йорк таймс" даже взяла по этому поводу интервью у физика Теодора Ванкирка. Тот, разумеется, сначала высказал весьма нелестное мнение о своем коллеге, заварившем всю эту кашу, а затем принялся рассуждать о том, как мог бы выглядеть мир в виде куба "на практике".

По словам Ванкирка, если мы находимся на объекте сферической (или эллипсоидной) формы, то гравитация тянет нас вниз, к центру тяжести. Это дает нам возможность стоять перпендикулярно поверхности шара (эллипсоида), каким является, к примеру, Земля или даже Луна, независимо от того, в какой точке мы находимся.

Читайте также: Ураган на Сатурне: вид с парашюта

У куба, как известно, шесть граней. Это затруднило бы возможность передвижения по планете, так как по мере приближения к краю грани нам все время казалось бы, что мы поднимаемся в гору, и подъем становится все круче и круче… Оказавшись на ребре куба, мы ощущали бы себя стоящими на вершине горного хребта.

Как ни странно, тема "планеты-куба" получила продолжение. В 1964 году в окрестностях хьюстонского кампуса Университета Райса (США) появился незнакомец, рассказывавший о своих исследованиях кубической планеты, которая якобы носит название Аоцицинори и является 63-й в системе из 96 планет. Он демонстрировал своим слушателям составленные им карты Аоцицинори и рисунки, изображающие ее обитателей… Правда, довольно быстро выяснилось, что этот джентльмен является бывшим пациентом местной психиатрической лечебницы.

Что же касается Карен Мастерс, то ее интересует в первую очередь, какими могут быть атмосфера и климат на кубической планете. Как полагает ученая дама, на всех гранях планеты-куба климат будет умеренным, никаких "тропиков", а в центре этих граней раскинутся большие водоемы. При этом ребра и углы планеты будут выглядеть со стороны как огромные пики и хребты. Чтобы пояснить все на наглядном примере, Мастерс предлагает округлить толщину атмосферы Земли до 1 000 километров и принять ее за сферу с радиусом 6 400 + 1 000 километров = 7 400 километров. Если взять куб такого же объема, то длина его стороны составит 10 000 километров, а углы будут отстоять на 8 700 километров от центра.

Конечно, это всего лишь гипотеза, но почему бы не пофантазировать? Кстати, представления человека о Земле за время истории существования нашей цивилизации неоднократно менялись. Например, жители Древнего Вавилона представляли Землю в виде горы, окруженной морем, на которое опирается твердое небо, где, так же, как и на Земле, есть горы, моря и суша. По этой суше и движутся Солнце, Луна и планеты. Солнце, по мнению вавилонян, поднималось из моря и заходило обратно туда же, чтобы вернуться в подземный мир.

Древние индийцы, в свою очередь, считали, что Земля — это плоскость, лежащая на спинах слонов, которые, в свою очередь, стоят на огромной черепахе, а черепаха — на свернувшейся кольцом змее. Древним евреям наша планета виделась равниной, кое-где перемежающейся горами…

Куда ближе к настоящему было представление о Земле древних греков: эллины считали планету слегка выпуклым диском, по форме напоминающим щит и со всех сторон омываемым океаном. Зато небосвод они представляли сделанным… из меди.

Греческий философ Фалес, живший в VI веке до нашей эры, считал, что Вселенная — это жидкая масса, внутри которой находится большой пузырь в форме полусферы. Ее вогнутая поверхность — это небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, плавает наша Земля. Современник Фалеса Анаксимандр полагал, что Земля — это отрезок колонны или цилиндра, на одном из оснований которого находится Земля — центр Вселенной. Светила же, считал он, движутся по кругу, при этом видимая часть небесного свода составляет половину сферы, а другая ее половина находится внизу.

Последователи Пифагора, наконец, признали Землю шаром и высказали предположение о том, что другие планеты также имеют шарообразную форму. Многочисленные доказательства того, что Земля шарообразная, были получены, когда люди стали отправляться в дальние путешествия, например, при наблюдении за звездами. А более поздние расчеты физиков чуть-чуть подкорректировали эту точку зрения — теперь всем известно, что наша планета имеет форму особого эллипсоида, который (кстати, в честь нее), называется геоидом.

Первым мысль о том, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот, высказал выдающийся древний астроном Аристарх Самосский (конец IV — первая половина III века до нашей эры). Но лишь 1700 лет спустя эту гипотезу удалось убедительно доказать польскому ученому Николаю Копернику.