Топ-8 заблуждений о космосе

Есть вещи, которые повторяются так часто, что мы неизбежно начинаем принимать их за истину в последней инстанции. Речь идет о такой сфере, как космос. Оказывается, существует немало заблуждений по поводу различных космических явлений, в которых большинство людей твердо уверены. И только специалисты могут их развенчать… Вот самые "популярные" из них.

У Луны есть темная сторона

Луна всегда повернута к нам лишь одной своей стороной. И мы видим, что некоторые участки этой видимой стороны светлее, а другие темнее. На этом основании многие делают вывод о том, что вторая, невидимая для нас половина спутника Земли, всегда покрыта мраком. Но это не так: ведь вторая половина тоже освещается Солнцем.

Правда, световые циклы длятся здесь несколько дольше, чем на Земле: по продолжительности полный лунный день равен примерно двум земным неделям.

Таким образом, "темная сторона Луны" - это скорее устойчивое символическое выражение, чем реально существующая зона на земном спутнике.

Приливы и отливы на Земле контролирует Луна

Хотя явления приливов и отливов действительно зависят от Луны, не одна она отвечает за эти процессы. Теоретически в них может участвовать любое близко расположенное к нашей планете небесное тело достаточной массы. Например, гравитационное воздействие на Землю оказывает и Солнце. Гравитация многократно усиливается, когда Солнце и Луна выстраиваются на небе в одну линию.

Другое дело, что Луна на нас влияет все-таки больше, чем дневное светило, поскольку она ближе к Земле. Если когда-нибудь Луна перестанет существовать, приливы и отливы не прекратятся совсем. Просто их "поведение" несколько изменится.

Вес тела на орбите равен нулю

Дилетанты полагают, что невесомость - это отсутствие веса. Однако на деле вес (например, космонавта на орбите) никуда не девается. Даже там на нас действует микрогравитация (остаточное ускорение, приданное земной гравитацией).

К тому же воздействие на космонавтов оказывает солнечная и лунная гравитация. Просто на орбите люди и предметы находятся в состоянии бесконечного свободного падения, вот вес и не ощущается.

Солнце и Луна — это единственные космические тела, которые мы можем видеть днем

Если Солнце можно видеть днем на небе практически каждый день, то Луну — лишь изредка, обычно рано утром или перед сумерками. А как насчет остальных небесных объектов?

Венера - самая яркая звезда на ночном небосклоне. Видна она и в дневное время, но поскольку расположена слишком близко к Солнцу, а люди обычно избегают смотреть на светило, чтобы не повредить себе глаза, ее мало кто может заметить.

Солнечная температура постоянно растет

Ученым удается отслеживать солнечные циклы начиная с 1843 года. Выяснилось, что в пределах определенного периода температура Солнца действительно повышается, но затем она начинает снижаться. Примерная продолжительность цикла солнечной активности — 11 лет. Так что ни о каком "постоянном повышении температуры" говорить не приходится.

Мы точно знаем, сколько планет в Солнечной системе

Так ли это? Долгое время считалось, что в Солнечной системе девять планет. Однако впоследствии Плутон перевели в разряд карликовых планет, так как внутри пояса астероидов стали находить другие объекты, по размерам аналогичные Плутону.

А недавно была распространена информация о том, что, согласно теоретическим расчетам, внутри Солнечной системы могут находиться еще два космических объекта примерно в 15 раз больше по массе, чем наша Земля. Просто пока у нас еще нет телескопов, в которые мы могли бы их увидеть.

Между звездами и планетами находится пустота

Само слово "космос" ассоциируется у большинства из нас с бескрайним холодным пространством, кое-где "утыканным" точками звезд и планет.

Между тем, во Вселенной постоянно происходят процессы формирования новых звездных систем и галактик. Как вы думаете, за счет чего?

Ученые считают, что космическое пространство заполнено темной материей, которая заставляет Вселенную постоянно расширяться. Если мы ее не видим, то это еще не значит, что космос пуст!

Все экзопланеты похожи на Землю

Экзопланеты — это планеты, которые по своим характеристикам сравнимы с Землей. Но когда СМИ сообщают, что "найден очередной двойник Земли", они просто пытаются раздуть сенсацию из астрономического открытия.

На самом деле все обнаруженные до сих пор экзопланеты расположены на таком огромном расстоянии от Земли, что мы не можем даже вычислить их точные размеры, не говоря уж о таких вещах, как температура на поверхности планеты и состав ее атмосферы.

Мы можем высказать лишь теоретические предположения, выяснив расстояние между планетой и ее родной звездой. Кстати, лишь сотня обнаруженных на сегодняшний день экзопланет располагаются внутри так называемой обитаемой зоны, которая потенциально пригодна для поддержания землеподобной жизни. На деле же пригодными для жизни могут оказаться лишь немногие из них. А может вообще ни одна…