Крест и конские удила — что общего?

Крест и конские удила - что общего?

После того, как 1 декабря 1938 году в СССР на экраны вышел художественный фильм "Александр Невский", черный крест на щите у западноевропейского рыцаря в массовом сознании советских граждан стал его своего рода "визитной карточкой" — мол, все они крестоносцы. Однако, знак креста на щите и на флаге гораздо древнее, чем многие привыкли считать, а кроме того его изображение принадлежало далеко не только лишь одним "крестоносцам"!

Итак, начнем с того, что воины с крестами на щитах появились задолго до настоящих "крестоносцев". Причем древние кресты были разной формы, в том числе и с искривляющимися поперечинами. Назывались они суасти — от этого слова и произошло слово "свастика", означавшее в переводе "благоденствие под Солнцем". Этот древний арийский символ вместе с переселенцами из Индии оказался в Европе. Например, на вазе из греческого города Коринфа VII в. до н. э., обнаруженной в Этрурии, один из воинов как раз изображен с таким крестом на щите.

У воинов римского императора Константина (307-337 гг.) на щитах тоже было изображение косого креста (греческая буква "кси") совмещенного с буквой "ро" — две первые буквы имени Христа. Этот знак по его приказу был нарисован после того, как Константину приснилось, что в предстоящей битве он победит именем Христа!

Викинги, терзавшие Европу своими набегами, христианами стали не сразу. Но как стали, так у них на щитах сразу же появилось изображение креста! Интересно, что у потомков викингов — нормандцев из Нормандии, когда они отправились завоевывать Англию в 1066 году, на щитах тоже было изображение извилистого креста, и точно такие же "кривые" кресты были на щитах их противников англосаксов! Это эпохальное событие было отражено на знаменитом "Байёском полотне", так вот на нем изображено 67 щитов воинов, показанных спереди и 66 — показанных сзади. Кресты есть на 22 щитах, как круглых, так и в форме перевернутой дождевой капли. В тоже время, на некоторых щитах нет никаких изображений, а на некоторых изображен дракон!

Кроме Индии изображение креста было хорошо известно в древней Японии, где точно также была популярна и свастика, и собственно изображение прямого креста, вписанного в круг. Вот только связано оно было совсем не с христианством, которое туда принесли португальские миссионеры в XVI в., а символизировало собой… конские удила. Такая эмблема принадлежала роду Симадзу и изображалась на одежде, оружии и флажках — сасимоно, которые самураи ради опознавания носили у себя за спиной. Дело в том, что у японских самураев в отличие от западноевропейских рыцарей не было щитов, и свои гербы, видимые издали, им приходилось помещать на щитах!

Читайте также: Загадочная гибель подлодки Фисановича

Очень скоро в Европе крестов появилось великое множество. Казалось бы что тут можно придумать? Крест он и есть крест, но нет, крестам придавалась самая различная форма. Так появились кресты якорные и лилейные, шаровые и вилообразные, лапчатые и граненые… Кроме традиционного креста из двух поперечин широкое распространение получил крест с Т-образными окончаниями, ставший символом рыцарей Иерусалимского королевства, а также крест в форме буквы "Т" — крест св. Антония. Похожими на якорные были кресты испанских рыцарских орденов Алькантары и Калатравы, а вот крест ордена св. Якова (или Сантьяго) походил на кинжал с перекрестием и рукояткой. Восьмиконечный крест стал эмблемой ордена иоаннитов и тамплиеров, только у первых он был белый на черном фоне, а у вторых — красным на белом! "Перевернутый крест" у которого перекладина располагалась не вверху, а внизу назывался мученическим. По преданию именно на таком кресте вниз головой и закончил жизнь апостол Павел.

Интересно, что по правилам геральдики кресты на гербах нигде не должны были пересекаться. Если в одном гербе было несколько крестов, то их разносили по разным полям или же вписывали один в другой, как это, например, было сделано на флаге Великобритании, где, не пересекаясь, соседствуют сразу три креста: святого Георга, святого Андрея и святого Патрика.

Имел свое значение ицветкреста. Так, если в самом начале крестовых походов на Восток цвет креста особой роли не играл, то после первых двух походов, красный крест стал эмблемой французов, белый — англичан, черный — немцев, желтый — итальянцев, зеленый — бельгийцев. Впоследствии, однако, цвет крестов поменялся опять и теперь уже у англичан крест стал красным, а у французов, с начала XVI в. — белым.

Косой красный крест стал эмблемой герцогства Бургундского, с которым французским королям пришлось вести тяжелую войну, а косой белый — приняли в качестве опознавательного знака шотландцы.

В XVII в. изображения лилейного креста украсили плащи французских мушкетеров Людовика XIII, а затем и его сына, а вот на красных плащах гвардии кардинала Ришелье (а затем и кардинала Мазарини) красовался простой белый крест без каких-либо украшений. Изображение лапчатого креста тамплиеров несли на себе паруса экспедиции кораблей Колумба в 1492 г., тогда как Петр Первый и вовсе сделал косой крест св. Андрея символом военно-морского флота России и поместил его на его флаг. А вот при императоре Павле Первом восьмиконечный мальтийский крест входил даже в герб Российской империи, настолько этот император любил и почитал все связанное с мальтийскими рыцарями.

Однако кресты рыцари носили не только на щитах. Например, на флагах и вымпелах английских феодалов красный прямой крест св. Георга в обязательном порядке красовался у древка, и только уже за ним помещалось то или иное изображение. Красный крест с расширяющимися концами, очень похожий на крест тамплиеров, украшал знамя бугских казаков в 1812 году, а вот на многих знаменах народных ополчений во время войны с Наполеоном обычным было изображение восьмиконечного православного креста.

У герцога Вильгельма — завоевателя Англии, на штандарте был изображен золотой крест с Т-образными концами, позже уже в XIII в. ставший эмблемой Иерусалимского королевства. Знамя Франции при короле Карле VII несло на себе изображение золотых лилий и белого креста, причем крест был большой, а вот на личном знамени у Карла VIII крест почему-то располагался не в верхней, а в нижней его части. В тоже время знаменитая орифламма — боевое знамя Франции, — вообще не имело никаких изображений, а представляло собой простое красное полотнище. Не было креста и на знамени героини французского народа Жанны д'Арк — его заменяло изображение благословляющего Господа и голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.

Крест в качестве символа и в целях распознавания своих и чужих широко применялся и позднее. В годы Первой мировой войны черные кресты с расширяющимися концами, и черно-белые прямые кресты применялись в армии Германии в качестве опознавательных знаков на самолетах и танках, а также в ВВС Австро-Венгрии и Болгарии — союзников Германии. Свастика, причем голубого цвета, стала опознавательным знаком самолетов и танков Финляндии, а вот красная, поставленная на угол, использовалась в Литве с 1918 по 1940 год. Швейцарские боевые самолеты отличал и отличает простой белый крест в красном круге. Черный косой крест рисовали на самолетах и танках франкистской Испании. А вот у нацистской Германии, изображение черной свастики, причем поставленной не прямо, а на угол, наносилось у самолетов на киль, а на крыльях и на фюзеляже помещали более традиционный черный крест с белой обводкой. На германских танках в качестве опознавательного знака в 30-е годы сначала использовался белый прямой крест, потом почему-то желтый, затем черно-белый, который в конце войны стал контурным, чтобы не слишком бросаться в глаза! В 1956 году у ФРГ опознавательным знаком для самолетов и танков опять стал крест с расширяющимися концами, но иной формы. А вот Португалия как в 1916 году приняла в качестве опознавательного знака своих ВВС красно-белый крест с расширяющимися концами — эмблему ордена Христа, так не меняет его до сих пор! Удивительно, но у республики Тонга опознавательным знаком морской авиации почему-то является красный мальтийский крест, увенчанный императорской короной!

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру