Виктор Захарченко: “Для меня Рунет – это личности, а не провода и сайты”

Сегодня в гостях у "ПРАВДЫ.Ру" известный сетевой журналист и неутомимый исследователь Сети Виктор Захарченко. Работал в AIN . com . ua , в Вебпланете, сейчас трудится в Рунете.Ру, публикуется также в Русском Журнале и в других изданиях. Сфера интересов: все, что касается Интернета и шире. Живет на Украине, в Черниговской области. Наш корреспондент задал Виктору Захарченко несколько вопросов.

- Виктор, признайтесь честно, как докатились до жизни такой — стали сетевым журналистом?

- Даже и не помню тот момент, когда сам осознал, что нахожусь в статусе "сетевого журналиста". Учился в педагогическом Вузе, все шло к аспирантуре... Но в один момент меня дернуло написать Евгению Горному и предложить несколько статей. Он переадресовал меня в руки Романа Лейбова, который и стал моим первым учителем:) А потом затянуло, — обратно пока не тянет. Ну а официально принял статус вместе с премией на конкурсе "Журналист Информационного Общества".

- Вы работали в последней редакции АИН у Брамса, потом в Вебпланете с момента основания, сейчас трудитесь в Рунет.Ру, часто публикуетесь в Русском Журнале (я ничего не забыл?). Можете ли поделиться своими впечатлениями о каждом из этих изданий?

- О всех людях храню только самые лучшие воспоминания. Были рабочие моменты и трения, соответственно, но каждый из руководителей попадал под определение болезненно увлеченного работой человека. И Брамс, и Крючков, и Никита Шерман видят свою концепцию сетевого издания (у меня как-то была подача называть такие проекты i2i-изданиями — internet to internet), что подтверждает их высокий профессионализм.
Так что работать всегда было интересно. Надеюсь, каждый из уже бывших работодателей также хранит теплые воспоминания о работе со мной. Во всех изданиях я был вторым номером, — надеюсь, не самым худшим в Рунете.

- Расскажите подробнее об украинском секторе i2i-изданий. Есть тут уже история, пусть только "новейшая". Вот АИН — что это было для Вас?

- Такого сектора просто нет. Причин две: АИН несколько лет занимал всецело эту нишу и никто особо сюда не рвался. АИН был первым и лучшим. Во-вторых, любое издание на Украине просчитано до копейки, и чисто имиджевых изданий здесь нет. Так что если специализированная информация и появляется, то в общем потоке новостей на крупных сайтах. УаНету нужен один АИН, но не более. Даже ProEXT, с автором которого Андреем Панчуком я недавно познакомился, пишет для Рунета. На Украине не готовы платить деньги за такого рода информацию.
Для меня АИН, в первую очередь, был школой. Брамс всегда говорил, что ищет сумасшедших райтеров, — он давал возможность писать эмоционально, но всегда настраивал на правильный расклад. Жаль, что моя связь с Сашей прервалась и не может восстановиться вот уже полгода. (AIN.com.ua — авторский информационно- публицистический интернет-проект, главной задачей которого было "создание и распространение научно-популярных материалов, посвященных интернету и всем сопутствующим отраслям" - Ред.).

- Вообще, на Ваш взгляд, какие перспективы имеют сетевые СМИ в России и на Украине — вытеснят ли они со временем традиционную бумажную прессу, или будут существовать параллельно, или возникнет некий симбиоз? Или же СМИ, возможно, исчезнут как класс, уступив место живым журналам и веблогам?

- Я не провидец и гадать не люблю. На данный момент ситуации, подобные трагедии на
"Норд-Осте", показывают, что интернет, как медиа-пространство, дает очень большую фору бумажной прессе в оперативности. Но взгляды масс нужно ломать еще долго, — Интернет при всей его популяризации в России пока все же имеет для большинства граждан статус забавы, но никак не источника свежей информации. На Украине ситуация намного хуже — здесь нет четкого рынка сетевых изданий.

- Сами Вы что предпочитаете читать в Сети?

- В избранном порядка сотни сайтов, почти все они относятся к работе — постоянно приходится мониторить конкурентов и различные источники на предмет интересной информации. Поскольку являюсь футбольным болельщиком, то заглядываю на пару тематических сайтов, — но здесь предпочтение отдаю рассылкам.

- Вы специалист по "национальным" фрагментам Сети — всегда с интересом знакомлюсь с Вашими обзорами в Русском Журнале. Уже можете делать какие-то обобщения? Где, скажем, на планете сегодня самые "интернетно -перспективные" зоны, а где "белые пятна"?

- Мои обобщения по СНГ вошли в мою статью для конкурса "Журналист Информационного Сообщества", которую помогали готовить около 20 человек из разных стран бывшего Союза. Сейчас дальше идем по планете. Благо, Роман Лейбов эксперимент поддерживает и терпеливо борется с моей стилистикой:) Я не открою ничего нового, если скажу, что "Азиатские тигры" сейчас самые перспективные, ну а Африка так и остается белым пятном.

- Всех спрашиваю: что такое Рунет? Все понимают по-разному (для одних это контент, для других — техника). Кое-кто, не будем называть имен, вообще Рунета в упор не видит — нет его, да и все тут. А Вы что скажете?

- Рунет — издание, в котором я работаю:) А если серьезно, то для меня это растолстевшая в последнее время аська, в которой зафиксированы контакты со многими видными деятелями российского сетевого сегмента. Для меня именно личности, а не провода и сайты составляют суть Рунета.

- Ладно, что тогда скажете об UAнете? С ним проблемы — прямо, как с Украиной самой. Это я к тому, что многие и не различают, где Ru, где Ua?

- Судьба сложилась так, что нормально работать в УаНете мне так пока и не довелось — АИН тоже активно работал на Рунет. Такая вот парадоксальная ситуация, если учесть, что живу я сам на Украине. А по поводу отличий между сегментами, — грань действительно стерта, и ее отсутствие не на пользу УаНету. Сознательная украинская аудитория ходит в зону.Ру.

- Вообще-то, братья-славяне (в широком смысле) не только в "оффшорном интернете" отметились (это я вспомнил об описанных вами виртуальных "пирамидах" Доминики). Вот, даже Google, говорят, тоже слегка с московской пропиской. Знакомые программеры стремительно исчезают из поля зрения и "всплывают" в заморских странах. Будет ли когда-то им и дома работа? Я о той работе, что подразумевает оплату?

- Ну если я, скажем, или Денис Усатенко работаем на более богатый Рунет, то почему бы русским профи не работать на Запад? Мы все участники некой трудовой пирамиды, где нижние ярусы поставляют кадры верхним. А когда Украина поднимется с нижнего яруса? Спросите у моих внуков:)

- А каковы финансовые перспективы в сетевой журналистике? Реально ли прокормить семью, работая, скажем, на одно сетевое издание?

- Конечно, не всем дано достичь уровня Сергея Кузнецова, но на жизнь хватает. Здесь главное понять, что платят действительно за работу — с бессонными ночами, с качественным инсайдом и с оперативным реагированием. Бесплатный сыр едят только дохлые мыши...

- Дохлые мыши вообще не едят... И мне или кажется, или наблюдается вокруг все больше дохлых Ua- мышей. Да и Ru -мыши не отстают! А если сравнить средние зарплаты в нижних, средних и верхних ярусах, какое наблюдается соотношение?

- Соотношение, говорите? В верхних ярусах не был, там, говорят, хорошо. Но если сравнивать зарплаты АИНа и изданий Рунета, то они вполне сопоставимы, — пропасти нет. Но, повторюсь, АИН был уникален и очень жаль, что уже был...

- Меня за этот вопрос часто упрекают, стандартен, мол, до безобразия, но как его не задать - Ваши планы?

- На данный момент все мои планы в сетевой деятельности сводятся к одному — работать так, чтобы мое руководство было довольно. А еще — хорошо отдохнуть на Рождество, чего, пользуясь моментом, желаю в будущем всем читателям Правды.Ру.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить