"Армата" станет матерью "Буреи", "Зеи" и "Лены"?

В РФ начата разработка нового зенитного артиллерийского комплекса, которому предстоит заменить хорошо известные установки "Шилка" и "Тунгуска". Сообщается, что новый перспективный зенитный артиллерийский комплекс будет иметь калибр 57-мм. Однако ни сроки разработки, ни название нового оружия не названы. Pravda.Ru решила разобраться, чем вызвано создание такой машины.

За самолетом на авто!

Начнем с истории. Когда появились первые зенитные установки на мобильном шасси? Серийные — еще в годы Первой мировой войны. Как правило, это были грузовики, у которых в кузове на тумбе устанавливалось обычное полевое орудие калибра 75-мм, приспособленное стрелять по аэропланам. Обычно они вели огонь шрапнелью, причем предполагалось, что делать они это смогут даже в движении, чтобы "преследовать летящий аэроплан!"

Кроме таких "зениток", англичане создали специальный зенитный бронеавтомобиль, в кузове которого поставили 37-мм автоматическую пушку Максима "пом-пом". Оружие было скорострельным, ствол охлаждался водой, но снаряды к нему были только ударного действия и выше двух километров не доставали!

В годы Второй мировой войны средства поражения самолетов при помощи самоходных зенитных средств стали совершеннее. На полугусеничных и гусеничных шасси начали устанавливать зенитные орудия калибром 88, 40, 37, 30, и 20-мм, а также зенитные пулеметы разного калибра, соединенные по четыре. Делалось это для того, чтобы повысить их скорострельность и увеличить "ливень свинца", выбрасываемый навстречу самолету.

Чтобы сбить первым же снарядом!

Выяснилось также, что снаряды калибром 20-мм с трудом и лишь в большом количестве могут вывести самолет из строя, а минимально необходимый калибр чтобы сбить его первым же снарядом — 37-40-мм!

После войны в армиях США и Англии зенитные установки именно с такими пушками и оставались. А вот в СССР в 1955 году на вооружение приняли 57-мм ЗСУ-57-2, имевшую два орудия в открытой сверху башне. Общая скорострельность составляла 100 — 120 выстрелов в минуту.

Но непрерывно произвести можно было только 40 — 50 выстрелов, после чего стволы необходимо было охлаждать. Большим недостатком было заряжание — обойменное, а в каждой обойме всего по четыре патрона, и ручное наведение на цель. Машина также не могла стрелять в движении.

"Шилка": и едет и стреляет…

В 1964 году ей на смену пришла ЗСУ-23-4 "Шилка" (названная так по названию притока Амура). Вооруженная счетверенной автоматической 23-мм пушкой, она выпускала 3400 снарядов в минуту, а наводить ее на цель можно было как вручную, так и полуавтоматически и автоматически. На ней был радар, что позволяло вполне надежно уничтожать воздушные цели на дальности до 2,5 тысячи метров и на высоте до 1,5 тысячи метров, при скорости полета до 450 метров в секунду. "Шилка" могла стрелять и на ходу, а по своей эффективности не уступала американской ЗСУ "Вулкан" на шасси БТР М113, которая обладала скорострельностью 3000 выстрелов в минуту.

"Тунгуска": кроме пушек еще и ракеты!

Затем появилась "Тунгуска" — еще более мощная ЗСУ, вооружение которой состояло из двух двуствольных скорострельных автоматов калибра 30-мм. Суммарный темп стрельбы до 5000 выстр./мин, так что на самолет противника ее орудия извергают настоящий поток снарядов! Кроме того, на ней есть еще восемь ракет! Ракетами она действует на расстоянии 2-8 км, а пушками — 0,2 — 4, то есть, ее вооружение взаимно дополняет друг друга! И она также может стрелять в движении, то есть имеет возможность сопровождать танки и другую технику на марше и прикрывать ее от любых атак с воздуха!

За рубежом равных ей установок просто нет. Германская ЗСУ "Гепард" с 35-мм пушками не имеет ракет, аналогичное вооружение имеет японская машина "Тип 87", а те установки, что имеют и пушку и ракеты и, в частности, состоят на вооружении американского корпуса морской пехоты — LAV-AD имеются в количестве всего 17 штук! Так что тут "наши партнеры" нам сильно уступают!

Миллион выстрелов в минуту! Хорошо или плохо?

Но время идет, боевая техника с одной стороны развивается, а с другой — стареет! Ведь самолеты, которые сначала делали из фанеры и перкаля, потом начали производить из дюраля, а затем и титана, прочность их возросла прямо-таки неимоверно, а их собственное оружие стало намного более дальнобойным.

Сегодня очевидно, что наземная мобильная установка, призванная бороться в движении с авиацией и ракетами противника, должна быть, во-первых, тоже дальнобойной, а во-вторых, очень скорострельной. Первым же попавшим либо взорвавшимся рядом с летательным аппаратом снарядом она должна вывести его из строя. Для этого в снаряде должно быть довольно-таки много взрывчатки, а в 23-30-мм много ее не разместить!

Значит, если мы хотим увеличить диаметр "зонтика", которым мы планируем прикрыть наши части от атак с воздуха, то нужно переходить на более крупный калибр! Какой? Либо 40, либо 57-мм! Но 40-мм — это не наш калибр, а вот 57-мм орудия у нас уже выпускались, технология производства их стволов отработана, снаряды тоже есть, а если даже и нет, то их нетрудно изготовить.

Конечно, можно обратиться к экзотическим схемам. Ну, например, поставить на машину с совершенным радаром "контейнерную пушку" австралийского конструктора О'Дуайера, у которого в каждом стволе (одноразовом, конечно) находится сразу по нескольку пуль либо снарядов, а сами эти стволы объединены в блоки-контейнеры. Нет ни затворов, ни системы питания! Зато скорострельность доходит до фантастической величины — один миллион выстрелов в минуту!

Вроде бы уж тут не спастись: навстречу самолеты противника разом, словно рой, из такого контейнера вылетают сразу сотни снарядов и облаком мчатся ему навстречу. Однако, несмотря на заманчивость, систему О'Дуайера на вооружение так ведь нигде и не приняли. Причина? Прежде всего, ее очень сложно перезаряжать! К тому же длина стволов в его системе невелика, а значит — невелика их скорость и дальность, а если велика, то велик и вес каждого такого контейнера.

Лазерный луч вязнет в дыму…

Также неудачна и идея мобильного лазера. Дым, пыль, туман, блестящая поверхность планера самолета или БПЛА и луч лазера просто даст "зайчика", а металл его прожечь не сможет! А вот энергии на сам такой выстрел и на охлаждение системы уйдет очень много. И что? На каждом таком ЗСУ монтировать малогабаритный атомный реактор?

Что может быть лучше проверенных жизнью решений?!

Нет, проще все-таки использовать проверенные на практике решение. Ну, скажем, поставить на новой установке два 57-мм автомата, но с водяным охлаждением стволов, что повысит их скорострельность. А кроме того, вооружить не восемью ракетами, а 12-ю слева и справа от башни. Шесть дальнего действия и шесть более близкого.

Сегодня у российских оружейников в этой области есть отличные наработки. На той же "Тунгуске" находятся бикалиберные (одна тоньше другой) ракеты, причем боевая ступень двигателя не имеет и летит к цели по инерции, как снаряд от пушки, и не мешает наблюдать за ней, так как выхлопной шлейф газов позади нее отсутствует! Увеличив разгонную часть, мы увеличим и дальность и скорость. Ну, а дальше дело за электронщиками — какую уж быстродействующую начинку они для нее придумают!

Сибирских рек у нас много!

Понятно, что больше ракет, больше калибр орудий, больше боекомплект (и тяжелее!), то есть у нашей машины неизбежно возрастет вес. Но это не страшно, потому что сегодня у нас есть шасси танка "Армата", которое выдержит такое увеличение боевой части новой машины, по сравнению с боевым модулем старой ЗСУ "Тунгуска".

Это шасси позволит новой машине следовать в одной колонне с танками Т-14, не отставая, а разнообразное вооружение сможет гарантированно уничтожать самые различные летательные аппараты настоящего и будущего на значительно большем расстоянии, чем теперь!

Ну и еще одно немаловажное обстоятельство… Уже ЗСУ-57-2 зарекомендовала себя как очень мощное средство огневой поддержки на земле. Как, впрочем, и "Шилка" и "Тунгуска". Но мощь снарядов 57-мм калибра настолько велика, что от огня новой ЗСУ не поздоровиться не только самолетам, но даже и танкам! Ну, а назвать ее можно будет в соответствии с устоявшейся традицией: "Зея", "Бурея", а может быть даже и "Лена" — кто знает, какое название в данном случае приглянется нашим конструкторам и военным!

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру