Полет виртуальный - тренировка реальная

Несмотря на то, что использование виртуальных тренажеров давно стало обычной составляющей процесса обучения специалистов, многие до сих пор сомневаются в эффективности этого способа. Оправданы ли такие сомнения? Чтобы выяснить это, корреспонденты "Правды.Ру" побывали в  авиационном центре ФБУ "Авиалесоохрана", где идут занятия на подобном тренажере.

Следует заметить, что в последние несколько лет виртуальная реальность давно уже стала элементом нашего обычного физического мира — нас уже совершенно не удивляют QR-коды на улицах и "умные газеты", на страницах которых можно не только текст прочитать, но и телепередачу посмотреть. Да и виртуальные тренажеры самых разных типов становятся уже незаменимым элементом обучения специалистов различных профилей. Особенно охотно к ним обращаются тогда, когда нужно отработать ситуацию, которая в реальном мире возникает достаточно редко или связана с повышенной опасностью.

Читайте также:Вышла газета с живым текстом

Именно для подобных "экстремальных" тренировок, а если точнее, подготовки летчиков-наблюдателей (летнабов), в чьи задачи входит обнаружение пожара в начальной стадии возгорания, оперативная оценка ситуации и взаимодействие с парашютной группой, которая занимается тушением данного пожара (по заказу ФБУ "Авиалесоохрана" специалистами из ЗАО ЦНТУ "Динамика"), был создан виртуальный тренажер вертолета МИ-8 МТВ с уникальной системой визуализации. На нем воздушные защитники наших лесов обучаются действовать в не совсем обычных условиях и возникающих нестандартных ситуациях.

Как сказал корреспонденту "Правды.Ру" старший инструктор авиационного центра ФБУ "Авиалесоохрана" Олег Николаевич Антонов сразу после нашего первого "полета" на тренажере: "Многие почему-то думают, что здесь учат пилотировать вертолет. На самом деле это не так — у нас занимаются те, кто не только уже умеет это делать, но и является специалистом высшего класса в данной области. Назначение тренажера совсем другое — он предназначен для совершенствования, для тренировок летчиков-наблюдателей в условиях, имитирующих реальный лесной пожар. Сами понимаете, это подразумевает то, что вертолет пилотировать они уже умеют.

Чем же занимаются летнабы на нашем тренажере? Ну, во-первых, они отрабатывают действия экипажа в аварийной ситуации. Совершенно очевидно, что таких тренировок на реальной машине нет и быть не может — слишком большая опасность для жизни людей. А здесь они могут хоть сто раз воспроизвести аварийную посадку или ситуацию, при которой трос, на котором висит водосливное устройство намотался на винт. В реальной жизни подобное чаще всего кончается плачевно, а на тренажере если кто-то не справился с заданием, то просто остановится программа визуализации и все при этом живы останутся. Да и не только живы — поймут, что правильно делали, а что нет.

Другое направление тренировок — это обучение летчиков-наблюдателей и других членов экипажа выполнять свои задачи при полетах в сложных метеорологических условиях. Вообще, по нынешним нормативам все экипажи воздушных судов обязаны тренироваться на таких тренажерах, и мы не являемся исключением. Возможности же тренажера столь велики, что мы можем смоделировать на нем любую ситуацию — и низкую облачность с видимостью не более 400 метров, и снег, и сильный ветер. Более того, мы можем подобрать для отработки любой регион России — если кому-то, например, нужно отработать ночную посадку на черноморском побережье Кавказа, он сможет у нас это сделать.

Хотя внешне тренажер представляет собой кабину вертолета МИ-8 МТВ с небольшой частью салона, его возможности действительно весьма и весьма велики — в чем лично убедился автор этих строк, когда поднялся на борт во время тренировочного "полета". Перед глазами пилота и сидящего рядом с ним летчика-наблюдателя на широкой панели раскинулся пейзаж Владимирской области — совершенно правдоподобный и практически не отличимый от реального вида из кабины настоящего вертолета. Когда начался взлет, картинка изменилась — стало видно, что мы поднимаемся над лесом, в иллюминаторах даже была видна тень от вертящихся лопастей. Тут же началось ощущение вибрации и качки в салоне — все, как и при настоящем полете (которых в моей жизни было немало).

Читайте также:Мы будем общаться, как герои "Звездных войн"

Более того, вертолет постоянно менял курс и высоту, опускался к речке для того, чтобы наполнить водосливное устройство (на самом деле к низу тренажера ничего не прицепляли, но было совершенно реалистичное ощущение того, что под вертолетом висит немалый груз, тормозящий его движение), подлетал к пожару, выглядевшему на панели совершенно натуралистично, выливал на него воду — то есть мы действительно принимали участие в тушении пожара. На некоторое время я даже забыл о том, что все это происходит в помещении — создавалось ощущение того, что за бортом свистит ветер и я даже чувствовал его дыхание, выглядывая в боковой люк.

Кстати, около этого люка постоянно был еще один член экипажа — бортовой механик, который, надев специальные очки дополненной реальности, следил за "подвешенным" к вертолету ВСУ (которого там, как я уже говорил, не было). Когда он предложил мне надеть эти очки, то я тоже увидел внизу вместо пола тренажерного зала владимирские леса, поля и реки, а также сильно раскачивающееся водосливное устройство. Обратив же свой взгляд внутрь салона, я заметил, что в полу имеется еще один открытый люк с крепежным устройством для ВСУ, через который наблюдать за ним было куда удобнее (в реальности этот люк был, но никакого крепежного устройства и тем более уходящего вниз троса, конечно же, не было).

Под конец Олег Николаевич, усадив меня в кресло второго пилота, которое при тушении пожара и занимает летчик-наблюдатель, продемонстрировал мне одну из самых сложных ситуаций в практике любого пилота — аварийную посадку при отказавшем двигателе (это еще называется "посадка при автоматической ротации"). Увидев, с какой скоростью приближалась к нам навстречу земля, я на несколько секунд похолодел от ужаса — и это при том, что хорошо знал, что все это не взаправду. Однако реалистичность ощущений была такова, что в тот момент я все-таки поверил в то, что нахожусь на борту неисправного вертолета, а не в тихом уютном тренажерном зале учебного центра "Авиалесоохраны", что находится в городе Пушкино Московской области.

Каким же образом создается такая полноценная имитация реальности? Конечно же, ее формируют компьютеры, снабженные специальным ПО — они находятся рядом с тренажером. Сидящие за ними операторы и формируют все по просьбе пилотов — от ландшафта до метеорологических условий. О том же, как именно это происходит, нам поведал инженер учебного центра  Артур Айратович Сабиров:

"Уникальное программное обеспечение, используемое на данном тренажере, было разработано ЗАО ЦНТУ "Динамика". Оно написано на языке Си++.Именно это ПО и создает те самые образы, которые после шесть профессиональных проекторов подают на панель перед вертолетом. Эти проектора и обеспечивают ту самую высокую четкость и качество изображения, которые заставляют поверить в то, что мы смотрим на реальный ландшафт.

Но вы, наверное, обратили внимание на то, что во время полета сам корпус тренажера неподвижен. Откуда же берется ощущение вибрации и движения вертолета? Это происходит потому, что резкая смена скорости и направления воспроизведения картинок воздействует на вестибулярный аппарат человека. То есть вся эта качка, повороты машины на самом деле происходит в воображении пилота из-за того самого воздействия визуального ряда на его органы равновесия.

С очками же бортинженера есть своя хитрость — на их гарнитуре установлены ультразвуковые датчики (они же есть и внутри фюзеляжа). При помощи этой ультразвуковой связи определяется местоположение головы инженера и после этого на приемное устройство очков транслируется с компьютера визуализации того, что он при таком положении должен видеть. Есть еще и специальная инерциальная система, которая отслеживает положение головы тогда, когда датчики попадают в мертвую зону.

Формирует же картинку особая программа, которая разработана по договору с тем же ЗАО ЦНТУ "Динамика" (им еще помогали несколько фирм, например, "Константа"). Еще раз повторю то, что она является уникальной — без всякого преувеличения скажу, что во всем мире нет аналогов этому. Я имею в виду не качество картинки и скорость ее воспроизведения — тут есть тренажеры, которые обгоняют нас по этим параметрам, а, если можно так сказать, содержание всей программы. Только на нашем тренажере воспроизводится сверхточная и совершенно реалистичная модель лесного пожара".

Читайте также:Весенние травяные палы сжигают Россию

Как видите, "ларчик" тренажера открывается достаточно просто. Однако не следует думать, что также просто водить этот виртуальный вертолет даже при ясном небе и отсутствии ветра. Олег Николаевич заметил, что даже самые опытные летнабы после выполнения некоторых заданий тренажера выходят из кабины все мокрые от пота и уставшие вусмерть. Однако такое напряжение оправдывает себя — ведь тот, кто хорошо отработал экстремальные ситуации на тренажере, в реальности также сможет справится с ними и спасти при этом жизни сотен людей. Ну а что в учении тяжело — так это не беда, зато в бою, как говорил Александр Васильевич Суворов, легко будет…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Потерпевшей потребовалась госпитализация, а злоумышленников полиция задержала полиция по горячим следам: они оказались безработными выходцами с Ближнего Востока

Четверо беженцев изнасиловали пожилую немку

В самое ближайшее время для развития успеха в Дейр эз-Зоре, сирийской армии остро необходимо в ближайшее время переправиться на левый берег Ефрата. В этом им помогает авиация ВКС России.

Уникальные видеокадры уничтожения "флота" ИГИЛ* на Евфрате
Комментарии
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Тома Круза хотят пожизненно посадить за смерть двух пилотов
Чернобыльскую АЭС переполнили радиоактивные материалы
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Ни одна страна, кроме России, не защитит Армению от выпадов извне — Андрей КЛИМОВ
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
Низкий IQ и никакой совести: Хиллари Клинтон и ее черные рабы
Ни одна страна, кроме России, не защитит Армению от выпадов извне — Андрей КЛИМОВ
Узбекистан возмущен строительством дельфинария в столице