Россия создает "стелс" для подводных лодок

В Санкт-Петербурге идет разработка противогидролокационного покрытия подводных лодок, которое позволит им стать практическим невидимыми во время боевой службы. По сути, речь идет о применении стелс-технологий в подводном флоте. Но хотя разработка наших ученых уникальна, справедливости ради надо отметить, что этот принцип защиты придумали конструкторы Третьего рейха.

Как сообщает пресса, в результате разработок специалистов санкт-петербургского ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, российский военный флот получит средство, позволяющее, по сути, превратить наши подлодки в невидимки. В новый материал будут встроены активные датчики и пьезополимерные пластины, нейтрализующие сигналы поисковых гидролокаторов, как в былые времена говорили, вероятного противника.

При сохранении достигнутых в кораблях четвертого поколения показателей шумности атомных стратегических и многоцелевых подлодок проектов "Ясень" и "Борей", которые строятся на крупнейшей в Европе военной верфи "Севмаш" в Северодвинске, новое покрытие корпуса позволит снизить их так называемую гидроакустическую заметность как минимум в три раза. Это ноу-хау поистине мирового уровня.

Читайте также: Самолеты обрастут "умной кожей"

Как свидетельствуют открытые специализированные отраслевые издания, разрабатываемое в ЦНИИ покрытие будет не просто поглощать сигнал гидролокаторов (как делают нынешние, так называемые пассивные материалы покрытия корпусов субмарин), а нейтрализовывать приходящее излучение.

Активное покрытие, содержащее электронику, определит частоту, на которой работает радиолокатор противника, и запустит собственный сигнал той же частоты, но в противоположной фазе. Разработка станет универсальной для всех лодок и должна будет работать с перспективными вычислительными системами для подводного флота.

Технологию создания активного гидроакустического покрытия на основе специального тканевого материала с использованием композитов должны разработать в течение трех лет. Российская пресса уже пишет, что первые образцы появятся к концу 2016 года. И оснований не верить таким сообщениям нет — российские ученые, занятые в военном кораблестроении, давно стояли на пороге именно таких открытий! Как пишут "Известия", на дальнейшую разработку технологии активной противогидролокационной системы Минпромоторг готов потратить 200 миллионов рублей.

По-видимому, покрыть новым противогидролокационным материалом можно будет не только российские подлодки новейших проектов четвертого поколения, которые сейчас строятся, но и корабли третьего поколения, которые уже давно в строю. Например, стратегические атомные подводные ракетные крейсера проекта 6677БДРМ, которые пока составляют основу ракетно-ядерного морского щита России, и которым служить еще как минимум полтора десятка лет.

Для этого достаточно будет во время очередного ремонтного цикла заменить покрытие их корпуса на новое и "привязать" его к электронным системам самой лодки. Напомним, сейчас для скрытия подлодок от систем обнаружения вероятного противника используется так называемое пассивное противогидролокационное покрытие корпуса — это композитный материал на основе резины.

Вообще этому вопросу уделяется значительное внимание не только в России. В США, например, подводная лодка "Альбакор", которая относится к лодкам нового архитектурного типа, наряду с улучшенной формой корпуса имеет и отполированную специальным материалом наружную обшивку, что уменьшает ее шумность. Но вот новый активный тканевый материал и пьезоэлементы — до этого первыми додумались русские.

Но нужно признать, что сама идея покрывать корпуса субмарин составом, уменьшающим эффективность поисковой подводной гидро- и радиолокации, принадлежит немцы. Еще во время Второй мировой на службу германского подводного флота был мобилизован мощный химический концерн "И. Г. Фарбениндустри". Там под руководством молодого тогда инженера Э. Мейера придумали так называемый поглотитель подводного звука под названием "Альберих" (по имени одного из древнегерманских святых). По сути, это было первое практическое применение технологии, которую уже в более позднее время назвали стелс-технологией. Однако поражение Третьего рейха это, конечно, никак не задержало, его дни были все равно сочтены…

Чудодейственной шапки-невидимки для подводной лодки, которую обещали изобретатели покрытия, в полной мере у немцев не получилось. Да и на все подводные боевые единицы кригсмарине дорогостоящего покрытия "Альберих" никак не хватало!

Читайте также: Новый охотник за подводными лодками 

Кстати, в 1970 году английское Акустическое общество учредило очень высокую по своему статусу медаль имени физика-акустика Релея. И первым лауреатом этой медали стал… немецкий профессор Мейер, которому в тот год исполнилось семьдесят лет. Тот самый, который в молодости изобретал для немецких подводников, топивших британские корабли, то самое защитное гидроакустическое покрытие…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Матвиенко призвала прекратить "зарплатное" неравноправие в России
Верите ли вы статистике по ценам на квартиры?
Кто шпионит за спиной Путина?
Ученые нашли овощ от всех бед
Кто главный неудачник раздела Каспия?
В "Зените" ответили на оскорбление Лукашенко
Россия переформатирует Украину через Китай
Путин провоцирует: "Австрия меня любит"
Последняя эстонская компания отказалась от сотрудничества с Россией
Последняя эстонская компания отказалась от сотрудничества с Россией
В Боснии и Герцеговине рассказали о черном списке россиян
СМИ: за последние годы в Китае казнили десятки американских шпионов
Как украинская пара возмущенно отдохнула в Крыму
Россия и Германия "сверили часы"
Как Кирилл объявит шах и мат Варфоломею
Первый полет совершил модернизированный Ми-26Т2В
Как Кирилл объявит шах и мат Варфоломею
Последняя эстонская компания отказалась от сотрудничества с Россией
Первый полет совершил модернизированный Ми-26Т2В
Матвиенко призвала прекратить "зарплатное" неравноправие в России
Первый полет совершил модернизированный Ми-26Т2В