Биологи лишили вредителей потомства

Биологи нашли способ, как выключить у насекомых репродуктивную функцию. После обработки нейропептидом у вредителей пропадает желание заниматься брачными играми, и в итоге они не размножаются. Извести кровососов и вредителей можно за 1-2 поколения, причем без применения ядов. Но что будет с природой, если вдруг перестанут размножаться и другие виды?

Открытие было сделано энтомологами из университета штата Канзас (США), которые и обнаружили натализин — особый нейропептид, регулирующий сексуальную активность и репродуктивные функции насекомых. Составленный из коротких цепочек аминокислот натализин и является частью сигнальной системы этих живых существ, использующих пептиды в качестве нейротрансмиттеров для передачи сигналов по всему организму.

Американские, южнокорейские и словацкие ученые экспериментировали с тремя разными видами насекомых — плодовыми мушками (Drosophilidae), шелкопрядами (Bombycidae) и мучными хрущаками (Tenebrio molitor). Специалисты создали короткие молекулы РНК, отключавшие гены, запускавшие сборку молекул натализина в мозге насекомых. Во всех случаях фиксировался устойчивый результат: при подавлении выработки натализина, насекомые теряли "интерес" к противоположному полу и переставали спариваться.

Читайте также: Бактерия по имени смерть съедает всех

Исследователи сделали вывод, что у всех данных видов натазилин непосредственно участвует в регулировании сексуальной активности и плодовитости. Внешне это выглядело следующим образом: самки женского пола агрессивны к самцам, да и последние не бегают за "дамами". Причем найти объяснение такому поведению пока не удалось. Есть предположение, что блокировка натализина приводит к нарушению передачи химических сигналов между самцом и самкой, которые и настраивают репродуктивные системы насекомых на работу.

Манипулирование половым инстинктом насекомых уже взято на вооружение человеком. Но раньше запахи использовались как приманка. В сельском и домовом хозяйстве применяются так называемые феромонные ловушки, привлекающие насекомых запахом противоположного пола.

Ранее химики освоили и производство искусственных аналогов ювенильного гормона насекомых, который тормозит метаморфоз этих существ. Они позволяют нарушать морфогенез и репродуктивные функции у насекомых. На этом основано использование аналогов ювенильного гормона в качестве инсектицидов.

Однако самым перспективным и эффективным способом устранения насекомых-вредителей ученые считают именно блокировку обнаруженного натализина. Препараты, использующие этот эффект, могут быть созданы за 1-2 года. Как считают ученые, использование препаратов, нацеленных на блокирование натализина, безопасно для человека. По крайней мере, безопаснее современных ядохимикатов, которыми опрыскивают сельскохозяйственные угодья.

А вот с окружающей средой дело обстоит сложнее. Уверенность ученых в том, что блокировка белка будет одинакова эффективна для самых разнообразных вредителей основана на том, что структура натализина аналогична у большинства насекомых.

Но это же означает, что использование препарата, подавляющего выработку натализина, будет столь же эффективно выключать размножение у других видов. Например, тех же пчел, по поводу исчезновения которых уже бьют тревогу на западе. Ежели отбить охоту к совокуплению трутня и пчелиной матки, то это очень быстро и негативно отразится и на растительном мире.

Здесь уместно вспомнить потуги известных генных ТНК вроде Монсанто по созданию супергербицидов по уничтожению растений-сорняков. В итоге, на ряде территорий, где выращивались генно-модифицированные растения, произошло спонтанное скрещивание трансгенного и обычного растения. В итоге запрограммированное в искусственном организме свойство устойчивости к применяемым на полях сильнейшим химикатам перешло к дикарю. Сильный стал еще сильнее…