Омский Т-80 сыграет «домашний матч»

Более 200 предприятий из России и 30 делегаций из зарубежных стран примут участие в 7-й международной военной выставке " ВТТВ-2007 ", которая пройдет с 5 по 9 июня в Омске . По сообщению областного правительства недавно выстроенный комплекс " Континент-2 " располагает залом высотой с 5- этажный дом для крупных образцов техники. Экспозиция займет площадь более 10 тыс. кв. м. К сегодняшнему дню уже зарегистрировано 100 иногородних предприятий. Еще более 60 - представители омского промышленного комплекса.

Отечественные производители представят свыше 4000 наименований продукции военного и гражданского назначения. Свое участие в ВТТВ подтвердили представители 31 страны, в том числе Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венесуэлы, Германии, Греции, Египта, Иордании, Италии, Канады, Катара, Кипра, Китая, Кувейта, Мали, Нигерии, Норвегии, ОАЭ, Пакистана, Северной Кореи , Сирии, США, Франции, Швеции. В рамках ВТТВ пройдет совместное заседание Совета при полпреде президента РФ в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей СФО и Совета межрегиональной организации "Сибирское соглашение". Основной темой обсуждения станет развитие оборонно-промышленного комплекса Сибири.

Хотя, разумеется, главный или, по крайней мере, самый зрелищный экспонат – это знаменитый Т-80 . На танковом полигоне в поселке "Светлый" специально для этого танка построили вододром, предназначенный для демонстрации максимальных ходовых возможностей боевой техники. Его длина около 200 метров, глубина — четыре метра. Т.о. Омский полигон 242-го учебного центра ВДВ на сегодня становится в один ряд с самыми лучшими в России.

Т-80, принятый на вооружение Российской армии в 1976 году, совсем недавно, еще при министре обороны Игоре Сергееве поставлялся в наиболее боеспособные элитные дивизии Российской армии. Это единственный танк в мире, кроме Американского Абрамса, оснащенный газотурбинными двигателем, способным работать на любом виде топлива в любых пропорциях.

Танк Т-80У-М1 - последняя разработка Омского КБТМ. Эта версия получила модернизированный газотурбинный двигатель ГТД-1250Г с элементами гидрообъемной передачи, новые прицел наведения, включая тепловизор, и комплексы активной защиты. Вместо рычагов на танке устанавливается штурвал, как на БМП, и всего две педали - управления двигателем и тормоза. Средняя скорость на извилистой трассе повысилась на 29 процентов, уменьшился расход топлива. На новом танке установлены самые современные комплексы активной защиты. На Т-80У-М1 применена специальная покраска, которая делает танк менее заметным для средств обнаружения противника.

Сейчас мы живем в период, когда в очередной раз руководство страны стремиться создать “единый танк”. Этот подход не нов. Такое было и в СССР, и за рубежом. Достаточно вспомнить историю попыток создания “единого танка НАТО”. Национальный и корпоративный лоббизм не преодолеваем в принципе. Поэтому все танкостроительные страны имеют на вооружении национальные танки. В России, похоже, склонились к дизельному танку, следовательно, выбор автоматически падает на Т-90 Ураллвагонзавода. По всем остальным характеристикам Т-80 и Т-90 если не полностью идентичны, то во многом равны и унифицированы.

Примечательно, что Швеция, недавно выбравшая для своих вооруженных сил немецкий “Леопард-2”, который большинство западных специалистов считают самым лучшим танком в мире, сравнивала этот танк именно с Т-80, который единственный помимо западных образцов участвовал в испытаниях. По понятным причинам Т-80 изначально не мог рассматриваться в качестве выбора, но с технической точки зрения сравнение далеко не однозначно.

Во-первых, по своей огневой мощи Т-80У нисколько не уступает “Леопарду-2”. Состав комплекса вооружения у обеих машин почти одинаков: гладкоствольная пушка, спаренный и зенитный пулеметы, дымовые гранатометы. Однако у Т-80 - 125-мм пушка и два пулемета (7,62-мм и 12,7-мм), а у немцев 120-мм пушка и два пулемета оба 7.62-мм. В плане огневой мощи Т-80У имеет ряд более заметных преимуществ — это более широкая номенклатура используемых боеприпасов и наличие комплекса управляемого вооружения, с которым на западе не совсем получается. Введение же ТУР в боекомплект Т-80У существенно повышает его возможности по борьбе с важными, особенно малоразмерными, целями на дальности до 5000 м. Наконец, Т-80У имеет автомат заряжания с 28 снарядами в конвейере, который обеспечивает скорострельность порядка 7-8 выстрелов в минуту. У “Леопарда-2”, несмотря на давно ведущиеся работы, зарядка ведется вручную. А пока нет автоматики - боекомплект первой очереди, расположенный в кормовой нише башни у “Леопарда” всего 15 выстрелов.

“Леопард-2” на 200 мм выше, на 100 мм шире и почти на 10 т тяжелее Т-80У. Большая масса всегда создает дополнительные трудности, связанные с грузоподъемностью мостов, морских транспортов, железнодорожных платформ, трейлеров. Для “Леопарда” потребовалось создание специальной БРЭМ из-за возросшего тягового усилия при вытаскивании и буксировке, большого веса агрегатов танка.

Что же касается двигателя – здесь вопрос не о русском танке или немецком. Здесь вопрос о том, что кому надо. Свои преимущества и недостатки имеются у каждого из двигателей. Газовая турбина (ГТД) не требует в холодное время разогрева перед запуском, в нем отсутствуют детали с возвратно-поступательным движением, габариты двигателя значительно меньше, чем у дизеля равной мощности. ГТД проще компонуется в танке, не требует водяного охлаждения, намного легче обеспечить её многотопливность. ГТД не глохнет при увеличенном сопротивлении движению и не может запуститься в обратную сторону при скатывании машины назад. Наконец, у нее меньше масса.

Но для ГТД требуется очень высокая степень очистки поступающего воздуха, что заставляет устанавливать сложный и большой воздухоочиститель, а при большой запыленности иногда ставить на входные жалюзи специальные трубы, забирающие воздух над пылевым облаком. Не терпит ГТД и противодавления на выпуске, что усложняет и утяжеляет конструкцию ОПВТ, требуя специальной выхлопной трубы. Запуск ГТД возможен только от аккумуляторов, тогда как дизель запускается и сжатым воздухом, и просто с буксира. Наконец, любой дизель намного экономичнее.

Повторимся, сейчас “дизелисты” вроде бы побеждают и у нас, у за рубежом. Но уже встает вопрос о танке следующего поколения. А каким будет этот танк – пока не ясно. Хотелось бы, чтобы как и до 70-х годов, русские танки оставались однозначно самыми лучшими. В то время как запад стремительно приблизился к нам, приняв на вооружение M1 “Абрамс” и “Леопард-2” на рубеже 80-х годов, мы еще находимся на стадии, когда разработчики клянчат деньги у государства. Затраты на создание танка ХХI века, под которым пока подразумевают “младшего брата” Т-80У - “Черный орел”, инициативную разработку Омского завода, или Т-95, закрытый прототип тагильчан, тянут на десятки миллиардов рублей.

Обсудить