Куда утекли марсианские реки?

Гипотеза о том, что когда-то на Марсе были водоемы, находит все больше подтверждений. На Красной планете найдены следы ледников, а также предполагаемые речные русла. Но если когда-то там текли реки, то куда же они впадали? На этот вопрос попытались ответить специалисты Калифорнийского технологического института (США) во главе с Романом Дибайесом.

Еще в 2006 году радар MARSIS выявил под поверхностью планеты обширные скопления водяного льда — причем отнюдь не только на полюсах. В частности, льдом заполнен метеоритный кратер диаметром около 250 километров, расположенный под равниной Хриса. А в позапрошлом году специалисты из Германии обнаружили на склонах марсианского каньона, расположенного в регионе Melas Chasma, следы, похожие на русла каналов, на дне которых оказались сульфатные соединения, обычно образующиеся в результате процессов окисления под воздействием воды. Это позволило сделать вывод, что здесь когда-то находилось огромное море.

Читайте также: Вулканы на Марсе весьма молоды

Ученые считают, что на протяжении определенного периода вода на Марсе существовала не только в замороженном, но и в жидком состоянии. Вулканы растопили лед под поверхностью планеты, и вода вытекла наружу. Какое-то время спустя она начала испаряться, о чем свидетельствуют найденные на планете соединения сульфатов.

В прошлом году марсоход Curiosity передал полученные при помощи телеметрии снимки, на которых среди горных пород Марса виднеется нечто, напоминающее усеянное гравием русло реки или ручья. Снимки сделаны в районе кратера Гейла, в воронке которого хорошо видны глубинные слои марсианского грунта, способные поведать о геологической истории Красной планеты. Найденное речное русло располагается между полем к северу от кратера и подножием Острой горы. По словам экспертов, размер и форма камней русла позволяют получить представление о том, какова была длина реки и скорость текущей в ней воды.

По мнению большинства ученых, вода на Красной планете все же присутствовала. Правда, непонятно, отчего в низинах северного полушария встречается, по сравнению с южным, так мало филосиликатов — минеральных пород, которые, как правило, образуются на дне водоемов.

Недавно удалось прояснить этот вопрос. Построение климатических и геохимических моделей Марса показало, что, если на планете существовал океан, то часть его поверхности была покрыта льдом. Кроме того, детали рельефа по краям предлагаемого океанского бассейна соответствуют наличию в этой зоне крупных ледников. Как полагают исследователи, именно низкая температура и ледяной покров помешали формированию на дне водоема слоистых силикатов, характерных для морских отложений.

Все эти факты свидетельствуют о том, что построенные ранее модели формирования марсианского климата не совсем точно отражают реальную картину. Тогда как одни модели представляют древний Марс сухим и холодным, а другие — теплым и влажным, на деле климат планеты в далекие эпохи, вероятнее всего, был влажным и весьма холодным, близким к приполярному на Земле. Это вполне согласуется и со всеми недавно обнаруженными геологическими характеристиками.

На этот раз исследователей заинтересовал регион под названием Эолийская гряда, представляющий собой равнину, расположенную на границе между северной низиной и южными возвышенностями. Она покрыта множеством горных хребтов, которые ученые интерпретируют как древние речные русла.

Эти образования приподняты над окружающей местностью, а не утоплены, как это происходит обычно с руслами водоемов, поскольку крупный песок и гравий в них оказались более устойчивыми к эрозии, чем мелкозем на месте поймы — так объясняют этот феномен эксперты.