У звезд-гигантов тоже могут быть планеты

Недавно астрономы обнаружили планету, которая вращается вокруг звезды-гиганта. Прежде считалось, что такого не может быть, поскольку массивные протопланетные диски ярких гигантских звезд должны быстро рассеиваться под интенсивным ультрафиолетом и рентгеновским излучением исполина. Но, видимо, и из этого правила все же имеются исключения.

Поразительные зрелища отдаленных космических объектов открываются теперь незамыленному глазу астронома-наблюдателя, хотя эти наблюдения нельзя назвать непосредственными: они производятся телескопами космического базирования, требуют соответствующей обработки телеметрических данных, поступающих в наземную обсерваторию ученым.

Но вы же не удивляетесь сведениям из интернета — они тоже информативны, полны и конкретны! Так и для астрономов открыты потрясающие возможности исследовать звездные системы с экзопланетами, физические параметры которых теперь точно определяются. Из этих сведений ученые строят достаточно реальную картину отдаленных миров.

Но и с помощью современных наземных телескопов астрономы открывают много нового — ведь данные телескопы тоже совершенствуются благодаря новейшим технологиям! Одним из таких замечательных приборов является телескоп Subaru. Это 8,2-метровый оптический гигант, принадлежащий японской Национальной Астрономической Обсерватории, расположен на горе Мауна-Кеа, что находится на Гавайских островах.

Из новейших исследований по данным этого телескопа — обнаружение методом прямого наблюдения планеты HD 222439 b. Это открытие сделали американские астрономы, руководимые Джозефом Карсоном (Joseph Carson) из Чарльстонского колледжа. Планета вращается вокруг молодой звезды HD 222439 спектрального класса B9, иное название этой звезды — Каппа Андромеды. Эта звезда находится от нас на расстоянии 170 световых лет.

Ученые выяснили, что экзопланета HD 222439 b вращается по орбите очень далеко от своей гигантской звезды, радиус орбиты более 55 астрономических единиц — вдвое дальше, чем находится от Солнца наша последняя планета Нептун. Огромная звезда нагревает отдаленную экзопланету, и HD 222439 b нагрета сильнее, чем любая планета Солнечной системы.