Загадки луны с тигровым окрасом

Последнее десятилетие спутники газовых гигантов стали одним из самых популярных объектов изучения в Солнечной системе. Считается, что под их поверхностью человечество найдет неизведанные формы органической жизни. Особое внимание астрономов привлекает покрытый льдами спутник Сатурна Энцелад. О последних исследованиях этой необычной луны тигрового окраса «Правда.Ру» побеседовала с сотрудником ИКИ РАН Евгением Кореневым.

Долгое время Энцелад считался безжизненным ледяным шаром, пока в 2006 году исследовательский аппарат Кассиди не обнаружил под его замерзшей поверхностью большие емкости, наполненные водой. Двумя годами позднее этот же зонд зафиксировал массовые выбросы в виде гейзеров на южном полюсе планетоида.

Все это позволило австралийским ученым из Университета Мельбурна предположить, что, в отличие от многих планет-спутников, Энцелад сотрясается от интенсивной сейсмической активности. Именно движение тектонических плит обуславливает внешний вид луны, который никого не оставляет равнодушным.

Читайте также " Колыбель земной жизни была пресной "

Первый детализированные фотографии Энцелада были получены в 2006 году. Оказалось, что серебристую ледяную поверхность планеты рассекают более темные полосы, прозванные «тигровым окрасом». Четыре самых широких из них получили собственные географические имена - Александрия, Каир, Багдад и Дамаск.

Эти полосы образуются именно вследствие сейсмической активности Энцелада – в местах, где тектонические плиты расходятся и сдвигаются друг относительно друга, лед проваливается и истончается, что делает его визуально темнее. Через места «тигрового окраса» как раз и происходят выбросы гейзеров.

И вот последние данные, переданные на днях с зонда «Кассиди», добавили еще одну важную деталь к научным знаниям об Энцеладе. Оказалось, что выбрасываемая гейзерами жидкость в значительной степени состоит из обыкновенной воды.

Загадки луны с тигровым окрасом
Значение этого открытия «Правде.Ру» прокомментировал научный сотрудник Института космических исследований, доцент, кандидат физико-математических наук Евгений Коренев, который посвятил много лет изучению лун Сатурна и Юпитера:

«Вода, долгое время считавшаяся визитной карточкой Земли, обнаружена во многих областях нашей звездной системы. Уже можно предположить, что это химическое соединение не является редкостью и в Галактике в целом.

Однако, если общая массы воды на Энцеладе так велика, как позволяют предположить данные с «Кассиди», то можно сделать несколько интересных выводом. Например, сама сейсмическая активность может быть вызвана плавучими свойствами образовавшейся под поверхностью чистой воды, которая старается прорваться вверх.

Вместе с тем, чем чище жидкость, тем выше ее температура. Поэтому подледный океан Энцелада гораздо теплее окружающего пространства (среднегодовая температура на спутнике Сатурна составляет -201 градус Цельсия). На границе воды и льда могут происходить химические реакции с образованием аммиака – природного антифриза, который еще активнее нагревает водные массы.

Огромный мир, образованный спутниками Юпитера и Сатурна, не исключено, продемонстрирует нам разнообразие видов планетарной эволюции. Изучая эти планетоиды, мы можем уже сейчас познакомиться с планетами, до которых еще предстоит добраться.

Не меньший интерес представляет поиск на этих лунах жизни, даже самых примитивных ее форм. В настоящее время такое направление считается самым потенциальным для астробиологов. Не исключено, что океаны Энцелада могут скрывать в себе тайны жизни.

Но даже если никаких признаков органики мы не обнаружим, это все равно будет большим прогрессом. Мы сможем понять, почему в данных условиях не существует жизнь, и как следует изменить эту среду, чтобы сделать ее пригодной для заселения».

Энцелад интересен не только астробиологам, но и физикам-оптикам. Эта луна Сатурна является самым ярким объектом Солнечной системы, поскольку ее ледяная поверхность отражает почти 100 процентов солнечного света. Разница между ее дневной и ночной температурой составляет считанные градусы, потому в ледяной коре могут проистекать непрерывные химические реакции, которые на Земле воспроизводятся только в лабораторных условиях.