Лак для волос - сигнал для пришельцев?

Самой реальной из перспектив освоения космоса сегодня видится колонизация Марса. Вероятно, рано или поздно это произойдет. Вот только для того, чтобы разместить здесь колонию или обитаемую базу, предстоит создать условия, близкие к земным. Поэтому нам придется терраформировать Красную планету — изменить ее климатические условия искусственным путем.

Для того чтобы достичь Марса, требуется разогнаться всего лишь до 1/10 000 сверхсветовой скорости, а затем затормозить… На такое путешествие топлива уйдет куда меньше, чем на путь до отдаленных планет. Но даже в скафандрах мы не выдержим на Красной планете слишком долго — уж очень ее климат отличается от земного! Правда, это не беда — можно попытаться его скорректировать. То есть терраформировать планету.

Терраформированием называется изменение климатических условий космического тела для приведения атмосферы, температуры и экологических условий в состояние, пригодное для обитания земных организмов. Термин "терраформирование" был придуман в 1942 году фантастом Джеком Уильямсоном. С тех пор это понятие существует на уровне теоретической идеи.

Читайте также: Бактерии построят дома на Марсе

Терраформирование предлагается в качестве одного из вариантов "спасения" человечества в случае резкого ухудшения ситуации на Земле — экосистемного кризиса, перенаселенности и так далее. Выходом может стать переселение человечества или его части на другие планеты, но для этого их придется адаптировать под людей. Например, планету с высокими температурами можно охладить, устроив искусственную ядерную зиму. А планету с низкими температурами, напротив, нагреть при помощи направленных ядерных ударов в залежи гидратов, что приведет к выбросу в атмосферу парниковых газов.

Увы, не все планеты подходят для терраформирования и заселения. Так, в Солнечной системе непригодными к этому являются газовые гиганты, не имеющие твердой поверхности и обладающие высокой гравитацией, а также повышенным радиационным фоном. Другое дело — Марс, ближайшая к нам планета земного типа.

Как же может происходить терраформирование? Прежде всего, в марсианской атмосфере должны появиться парниковые газы. Углекислый газ для этого не годится, так как его парниковые свойства слишком слабы, а метан быстро распадется под воздействием солнечных лучей… Более приемлемый вариант — низшие хлорфторуглероды (ХФУ). Считается, что именно они ответственны за 13-25 процентов парникового эффекта на Земле. К тому же, они нетоксичны и, таким образом, не опасны для человека. И потребуется их не так уж и много.

Если эксперимент по вводу ХФУ в атмосферу Красной планеты завершится удачно, то новый элемент спровоцирует антропогенное потепление: при поднятии температуры на несколько десятков градусов растают "шапки" из углекислого льда на полюсах, превратившись в газ, что закрепит мощный парниковый эффект.

Помимо этого, заявляют эксперты, ХФУ могут служить безошибочным маркером наличия на планете развитой жизни. Дело в том, что эти соединения не возникают естественным путем: они являются продуктом разумной деятельности человека, как, например, такое химическое вещество, как лак для волос, как известно, в природе он "не водится".

"Искусственный нагрев тела вне зоны обитаемости также может быть признаком разума, — полагает астробиолог Сэнджой Сом из научного сообщества Blue Marble Space Institute of Science. — Предположим, что несколько тысяч лет спустя люди терраформируют Марс… Затем разумные инопланетные виды обнаружат нашу Солнечную систему и обязательно найдут Землю, а в дополнение исследуют состав атмосферы Марса — планеты, которая должна находиться вне обитаемой зоны Солнца, и зафиксируют повышенную концентрацию парниковых газов (кроме водяного пара и кислорода). Эта система станет серьезным индикатором разумной цивилизации".