Марсианский углерод оказался неживым

Сторонников существования жизни на Красной планете ждет большое разочарование: недавно группа астрономов из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США) во главе с Эндрю Стилом выяснила, что органические молекулы, обнаруженные в марсианских метеоритах, имеют геологическое происхождение, а вовсе не занесены сюда с Земли или из глубин космоса.

В течение последних десятилетий внутри нескольких метеоритов, занесенных на Землю с Марса, были найдены следы сложных органических веществ. Одна из версий их происхождения заключалась в том, что в далеком прошлом на Марсе зародилась жизнь, скорее всего, занесенная из космоса путем так называемой панспермии. Согласно этой теории, рассеянные в мировом пространстве "зародыши жизни" (например, споры микроорганизмов) переносятся с одного небесного тела на другое с метеоритами или под действием давления света.

Читайте также: Землетрясение на Марсе: жизнь есть!

Аналогичная гипотеза происхождения жизни существует и относительно Земли. Ряд исследователей полагают также, что Земля и Марс обменивались между собой органическим веществом, когда на марсианской поверхности еще было много воды… Сейчас Красная планета мертва, но на ней могут сохраняться остатки живой органики, которые вместе с метеоритами попадают на Землю.

Команда Стила исследовала химический состав органического содержания 11 марсианских метеоритов. Следует отметить, что исследованию подлежали только те участки, которые располагались на безопасном расстоянии от трещин, загрязненных после падения земной органикой. Для анализа был применен метод так называемой конфокальной рамановской спектроскопии, при котором образец материала облучают короткими лазерными импульсами.

Принцип действия следующий: когда фотоны лазерного излучения "добираются" до молекул вещества, часть из них, сталкиваясь с отдельными атомами, меняет свойства. Изучение их спектра позволяет получить довольно точные сведения о составе образца.

Внутри десяти исследуемых фрагментов было обнаружено достаточно много молекул углеводородов, которые состоят из нескольких замкнутых колец атомов углерода и прочих элементов. Особенно заинтересовали ученых восстановленные соединения углерода (например, полициклические ароматические углеводороды), которые, в отличие от окисленного углерода углекислого газа и карбонатных минералов, содержат так называемые углерод-углеродные связи, являющиеся залогом для зарождения многих известных форм жизни.

Эти вещества не могли попасть внутрь метеоритов благодаря загрязнению посторонними примесями, так как на их поверхности отсутствовали следы аналогичных веществ. К тому же, внутри самих фрагментов не оказалось ни одной молекулы дибензотиофена — вещества, которое часто попадает на поверхность и внутрь метеоритов при их падении на Землю. Это подтверждало внеземное происхождение образцов.

Теперь можно было проанализировать возможные условия, при которых могли сформироваться минералы. Оказалось, что самые древние из пород образовались около 4,2 миллиарда лет назад, а самые молодые откололись от Марса примерно 190 миллионов лет назад. По словам ученых, микроскопические гранулы расплавленных кремниевых пород внутри метеоритных фрагментов указывают на их происхождение в результате вулканической активности или других геологических феноменов.

Как утверждает руководитель исследования Эндрю Стил, имеются довольно веские аргументы в пользу того, что источники образования метеоритных пород не были биологическими. Во-первых, у Марса отсутствует тектоника плит, поэтому попавший на поверхность углерод не сможет снова уйти обратно вниз, в мантию. Во-вторых, оксиды металлов, которые окружают молекулы углерода, при остывании вулканических пород затвердевают в первую очередь. А это означает, что температура образования углеродных кластеров составляет 1300-1400 градусов по Цельсию.

Хотя это не может служить доказательством жизни на Марсе, данное открытие все же позволяет предположить и механизм накопления на планете первичной органики.