Калифорнийский метеорит поделился своими секретами

Калифорнийский метеорит поделился секретами

Получены первые данные анализа крупного метеорита, упавшего в апреле на территории Калифорнии. По мнению международной группы ученых, он состоит из углеродистого хондрита, который считается самым примитивным материалом в Солнечной системе. По мнению специалистов, космические тела именно этого типа некогда доставили воду на новорожденную Землю.

Утром 22 апреля этого года жители Невады и Северной Калифорнии наблюдали в небе огненный шар. Его полет сопровождался сильным ветром и звуковыми эффектами. Согласно показаниям метеорадара, к западу от Сьерра-Невады объект разлетелся на куски.

Читайте также: Новые отгадки загадки Тунгусского метеорита

Первый фрагмент метеорита обнаружили в парке калифорнийского городка Колома, известного тем, что именно оттуда берет свое начало пресловутая золотая лихорадка, возникшая в середине XIX столетия. А в скором времени Питер Дженнискенс из Института SETI нашел еще один фрагмент — правда, его слегка повредил проехавший по нему автомобиль… Дженнискенс даже арендовал дирижабль, надеясь отыскать кратеры, оставшиеся от падений наиболее крупных обломков космического тела на землю, но эта затея так и не удалась.

Впрочем, на этом история не закончилась. За несколько месяцев исследователи собрали аж 77 осколков, оставшихся от гостя из космоса, общей массой около килограмма. Три из них, которые удалось подобрать до того, как начался сезон проливных дождей, и оказались в центре внимания ученых.

Выяснилось, что тело состояло из углеродистого хондрита — первичного материала, из которого были "вылеплены" твердые тела Солнечной системы. К хондритам относится подавляющее большинство каменных метеоритов (92,3 процента). Такое название они получили не просто так, просто они содержат хондры — образования сферической или эллиптической формы, в состав которых входят преимущественно силикаты. Размер хондр обычно не превышает 1 миллиметра в диаметре, но диаметр некоторых из них может достигать и нескольких миллиметров. Хондры, в свою очередь, "замурованы" в обломочную или мелкокристаллическую матрицу, которая может отличаться от них по своей структуре.

Именно такие метеориты могли доставить на Землю воду, полагают эксперты. Правда, сейчас они составляют всего три процента от общего числа всех метеоритов, попадающих на Землю. Исследуемый образец назвали Саттер-Миллом — в честь лесопилки, принадлежавшей Джону Саттеру, где в 1848 году впервые в Калифорнии было найдено золото. Метеорит принадлежит к богатому органическими соединениями классу CM.

По словам сотрудников Калифорнийского университета в Дэвисе во главе с профессором Инь Цин Чжу, в состав данного метеорита входит не менее 78 химических элементов. Вероятно, он был сформирован из пыли и газа, вращавшихся вокруг Солнца 4,6 миллиарда лет назад, на заре появления нашей звездной системы. Скорее всего, считают эксперты, Саттер-Милл был частью большого астероида, но он несет в себе и материал других объектов, в свое время врезавшихся в астероид. Судя по всему, одно из таких столкновений и выбросило обломок астероида в космическое пространство, где он болтался, как указывают следы воздействия космического излучения, около 50 тысяч лет, прежде чем упасть к нам на Землю.

По утверждению исследователей, Саттер-Милл является самым крупным упавшим на Землю космическим телом со времен знаменитого суданского метеорита, "приземлившегося" в 2008 году. Хотя диаметр обоих составил примерно 4 метра, скорость падения Саттер-Милла была вдвое быстрее — примерно 29 километров в секунду. Аналогов этому рекорду пока нет. Как сообщают источники, метеорит раскололся на высоте 48 километров, выделив при этом энергию, эквивалентную четырем килотоннам тротила.

Заинтересовала ученых и траектория, по которой летел метеорит. Похоже, что он мчался по вытянутой орбите. До сих пор подобная траектория была зафиксирована только у тела, упавшего в 2009 году в Дании. По-видимому, предположили специалисты, оба тела принадлежат к астероидам семейства Eulalia, для которых характерно вращение между Марсом и Юпитером, причем каждый из них в течение одного юпитерианского года трижды облетает Солнце. Сближаясь с астероидным поясом, Юпитер может сбить с орбиты несколько объектов, отправив их в сторону Солнца. Не исключено, что среди этих объектов был и Саттер-Милл.