Галактическая катастрофа дала человеку разум?

Группа американских астрофизиков во главе с Альберто Сезаной пришла к выводу, что некоторые "загадочные" явления, которые происходят в нашей Галактике, связаны с космической катастрофой, происшедшей десять миллионов лет назад. Тогда, говорят ученые, Млечный Путь столкнулся с карликовой галактикой, в центре которой находилась массивная черная дыра.

Например, сложно объяснить слишком высокую скорость появления новых звезд из трех плотных и крупных газопылевых облаков в районе сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре Млечного Пути. По логике вещей черная дыра должна была поглощать материю вокруг себя, что должно было ограничить рождение звезд. Но этого не происходит. Зато древние звезды в окрестностях галактического центра почти не попадаются, в отличие от других областей галактики.

Кроме того, в конце прошлого года орбитальный гамма-телескоп Fermi обнаружил в центре Млечного Пути два "пузыря" гамма-излучения, "вздувшиеся" от верхней точки до нижней на 50 тысяч световых лет, то есть практически равные радиусу всего диска галактики, хоть и ориентированные перпендикулярно ему. Источником их стало активное ядро Галактики. Ясно, что это было вызвано каким-то мощным выбросом энергии. Ранее таинственная структура была скрыта за завесой "гамма-тумана", закрывающего значительную часть неба. Однако на этот раз при анализе данных ученые использовали специальные алгоритмы, которые позволили избавиться от "тумана".

Оказалось, что фотоны, из которых состоят "пузыри", несут куда больший заряд энергии, чем тот же окутывающий их "гамма-туман". Первоначально было выдвинуто предположение, что "гамма-пузыри" мог породить джет — узконаправленный выброс материи из центра сверхмассивной черной дыры, расположенной в сердце Млечного Пути.

Также выяснилось, что излучают и атомы железа в расположенном близ активного ядра облаке. Видимо, это связано с тем, что некогда оно подверглось "обработке" гамма-лучами.

Читайте также: Все дело… в магнитных пузырьках!

Все эти "странности" дали ученым повод предположить, что когда-то Млечному Пути довелось пережить столкновение с другой галактикой. Приключилось это примерно 10 миллионов лет назад, что по астрономическим меркам совсем немного. В те времена на Земле уже существовала жизнь. Динозавры успели вымереть, на планете царили млекопитающие, а примитивные приматы находились на этапе эволюции в человеческий вид…

Вернее, само столкновение произошло гораздо раньше, миллиарды лет назад, на заре существования Млечного Пути. Поскольку столкнувшаяся с нашей галактика была карликовой, Млечный Путь целиком "поглотил" ее, включая черную дыру, масса которой составляла порядка 10 тысяч солнечных.

Как уже упоминалось выше, в центре нашей Галактики тоже есть черная дыра, причем по массе в 4,3 раза превышающая солнечную. Именно она начала притягивать "соседа". В итоге карликовая галактика стала по спирали сближаться с ядром Млечного Пути, в ходе ускорения теряя материю и "выбивая" с их мест встретившиеся ей древние звезды… При падении огромных масс вещества в черную дыру происходили выбросы энергии, которые привели к образованию "гамма-пузырей". А хаотическое смешивание остатков материи создало благоприятные условия для появления новых звезд.

Окончательное поглощение одной галактики другой как раз и завершилось 10 миллионов лет назад, после чего карликовая галактика окончательно стала частью Млечного Пути.

Как данное событие повлияло на жизнь на Земле? Судить однозначно пока нельзя. Но неоднократно выдвигалась гипотеза, что появление "человека разумного" — ничто иное как результат глобальной катастрофы, ускорившей эволюцию приматов. Мол, "виной" тому космические излучения, давшие толчок развитию мозга. Хотя сей факт, конечно, еще ничем не доказан.