Российские астрономы открыли редкую звезду

Российским астрономам при помощи Большого Телескопа Альт-Азимутальный (БТА) удалось обнаружить настоящую космическую редкость — звезду, которая принадлежит к типу так называемых ярких голубых переменных. На сегодня известно не более двух десятков таких светил. Дело в том, что срок жизни их относительно невелик — не превышает двух миллионов лет.

Яркие голубые переменные не зря заслужили такое название. Они действительно пульсируют очень ярким голубым светом. Но именно пульсируют, так как они, как правило, находятся уже в конце своего "жизненного цикла". Их масса к этому моменту достигает максимально допустимого теоретического предельного значения (выражаясь астрономическими терминами, предела Эддингтона). Обычно они являются самыми яркими в своей галактике: их яркость в миллион раз выше, чем у нашего Солнца, а масса может превышать солнечную в 150 раз.

Читайте также: Ледяные кометы могут "выключить" Солнце?

Разумеется, такие звезды неустойчивы по своим характеристикам, так как с их поверхности проистекает мощнейший звездный ветер, снижающий их массу. Потому они всегда окружены туманностями и расширяющимися водородными оболочками. Отсюда и пульсация.

Ясно, что век таких "беспокойных" светил недолог. Из-за огромной массы (яркие голубые переменные относят к классу супергигантов) и повышенной яркости продолжительность их жизни составляет всего несколько миллионов земных лет, что ничтожно в масштабе Вселенной. Чаще всего со временем они сбрасывают свои оболочки и превращаются в сверхновые.

Согласно же современным астрономическим теориям, яркие голубые переменные представляют собой всего лишь одну из стадий эволюции массивных звезд. На этом этапе они теряют часть массы, что защищает их от взрыва. Если же подобного не происходит, то эти небесные тела могут даже превратиться в черные дыры, засасывающие в себя окружающую материю. Сегодня во Вселенной насчитывают миллиарды таких объектов, обладающих сверхгравитацией. И все они когда-то были обычными звездами…

Самые известные из ярких голубых переменных на сегодняшний день — P Лебедя, расположенная на расстоянии 5000—6000 световых лет от Земли, а также S Золотой Рыбы, являющаяся ярчайшей звездой в галактике Большое Магелланово Облако. Одним из самых мощных и неустойчивых гипергигантов в нашей Галактике является Эта Киля, расположенная от нас на расстоянии 7500—8000 световых лет. Сила ее свечения в пять миллионов раз превышает силу свечения Солнца. Специалисты считают, что звезде недолго осталось "жить" и "всего" через несколько десятков тысяч лет она станет сверхновой.

Еще одно светило того же класса — Звезда Пистоля, расположенная неподалеку от центра Млечного пути на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли. Ее масса равна 150 солнечным, а светимость превышает солнечную в миллион раз. Возраст Звезды Пистоля составляет около двух миллионов лет, так что "жить" ей, скорее всего, осталось тоже недолго.

Самая известная яркая голубая переменная из звезд Млечного Пути находится в созвездии Стрельца. Она не видна невооруженным глазом, а расстояние до нее составляет от 30 тысяч до 49 тысяч световых лет. Свечение ее по силе в десять миллионов раз больше солнечного, а масса почти в 200 раз больше, чем у Солнца. Астрономы говорят, что, если бы данное светило находилось в Солнечной системе, оно бы поглотило все планеты, включая Марс.

Нынешнее светило было обнаружено астрономами не случайно. Его существование в нашей Галактике было предсказано научным сотрудником Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) Василием Гварамадзе, который составил список возможных "кандидаток", используя инфракрасные карты звездного неба. "Выйти" на звезду российским специалистам помогли данные, собранные ранее инфракрасным телескопом Spitzer. Новому светилу дали название MN112.

Пока выяснилось, что по характеру спектра MN112 очень напоминает звезду Р Лебедя, которая более 400 лет назад была одной из самых ярких звезд на небе.