Билет в один конец... на Марс

Проблема успешного полета на Марс состоит не в том, как долететь туда, а в том, как вернуться обратно. Доставка топлива для старта с Марса будет стоить очень дорого и, с любой точки зрения, нецелесообразна. Совсем другое дело, если это будет экспедиция в один конец. НАСА серьезно обдумывает это предложение и завалено заявлениями добровольцев.

Известный физик и космолог Пол Дэвис (Paul Davies) из Государственного университета Аризоны и его коллега Дирк Шульце-Макуч (Dirk Schulze-Makuch) из университета Вашингтона только что опубликовали в Journal of Cosmology обширную статью, в которой объясняют неотложную необходимость экспедиции землян на Марс "без обратного билета".

Иными словами, предполагается, что астронавты полетят на Красную планету, зная, что никогда не вернутся. "Полет управляемых аппаратов на Марс — задача теоретически осуществимая, но чрезвычайно дорогая и требующая огромных усилий (как с политической, так и с финансовой точки зрения). Креативным решением этой проблемы могла бы стать односторонняя экспедиция на Марс без возвращения обратно на Землю. "В этом случае затраты сокращаются в несколько раз", — пишут ученые.

Читайте также: До Марса доберутся дряхлые старцы…

Действительно, большую часть затрат в путешествии на Марс составляют затраты не на полет туда, а на возвращение обратно, так как надо привезти с собой топливо, необходимое для старта с Красной планеты. По оценкам НАСА, бюджет полета туда и обратно составит около 750 миллиардов долларов — неподъемная сумма даже для мировых космических держав. Экспедиция в один конец, кроме стоимости и перспективы, имеет еще одно преимущество: отпадает необходимость многолетней и рискованной реабилитации астронавтов на Земле.

Ученые уверены, что в землянах жив авантюрный и исследовательский дух Колумба и Амундсена, и предлагают подготовить и осуществить план колонизации Марса. Впрочем, схематично план освоения ими уже подготовлен. Вначале предполагается послать на Марс два корабля с экипажем из двух астронавтов в каждом. Второй корабль по оснащению будет полностью дублировать первый.

Таким образом, экипажи смогут помогать один другому и в случае необходимости заменять и дополнять друг друга. До прибытия людей неуправляемые автоматы доставят в назначенную точку на Марсе высокотехнологичное оборудование, материалы и продукты питания для долговременного обеспечения жизнедеятельности первых поселенцев. В перспективе ставится задача наладить воспроизводство материалов на планете, при этом имеется в виду, что в связанном виде на Марсе есть и вода, и кислород. Однако срок достижения самообеспечения не устанавливается, он может длиться десятилетия.

Дэвис и Шульце-Макуч подчеркивают, что речь не идет о самоубийстве или обречении людей на медленное умирание. Наоборот, все будет продумано до мелочей с тем, чтобы астронавты, опираясь на естественные укрытия и налаженное снабжение, смогли построить базовый лагерь, способный принять новых переселенцев. "Существует несколько причин, объясняющих необходимость скорейшего основания колонии на Марсе: мы очень уязвимы в космосе, поскольку проживаем в той части Галактики, где велика вероятность различных космических происшествий, таких как столкновение с астероидами или взрыв суперновых.

Это ставит под угрозу само существование жизни на Земле (и тем более человечества). Поэтому колонизация других миров — насущная необходимость, если человечество хочет сохранить свою цивилизацию. Первыми объектами для потенциальной колонизации могут стать Луна и Марс. "Марс расположен дальше, но по многим параметрам более пригоден к жизни", — пишут авторы.

Успех проекта будет зависеть от правильной проработки следующих этапов: выбора места приземления, предварительной организации базы для принятия людей и выбора астронавтов, готовых остаться на Красной планете на продолжительный срок без надежды на обратное возвращение. Члены первых экипажей обоего пола должны иметь репродуктивный возраст со сроком ожидаемой продолжительности жизни не менее двадцати лет. С профессиональной точки зрения, необходимо присутствие физика-экспериментатора и инженеров широкого профиля, способных вести строительные и исследовательские работы.