До встречи с инопланетянами осталось два десятилетия

500 миллиардов планет в Млечном Пути и еще по столько же в каждой из ста миллионов других галактик. При таких по-настоящему астрономических цифрах сложно представить, что человечество одиноко во Вселенной. Американские ученые предполагают, что первый контакт с инопланетным разумом состоится уже в ближайшие 20 лет. "Правда.Ру" побеседовала с писателем-фантастом, кандидатом физико-математических наук Виктором Селиным.

Предположение о том, что люди стоят на пороге встречи с братьями по разуму, находит все больше сторонников среди астрономов. Успешная работа орбитального телескопа "Кеплер" по поиску экзопланет продемонстрировала, что для современной науки нет ничего невозможного. В будущем году на спутнике будет запущена четырехлетняя программа исследования более 100000 звездных систем.

Если же "Кеплер" сможет обнаружить планеты, похожие на Землю, то участники другого проекта по поиску инопланетной жизни – SETI – смогут направить на них свои радиотелескопы, сканируя эфир на предмет сигналов, свойственных только цивилизованной жизни. Сейчас же радиоастрономы вынуждены настороженно прослушать весь ближний космос и не имеют конкретной цели исследования.

Читайте также " Черное облако живет вне органики "

"Все открытия последних лет настраивают нас на оптимистический лад, - говорит известный американский астроном Фрэнк Дрейк, стоявший у истоков проекта SETI. – Мы абсолютно уверены, что эти знания, и те, что мы приобретем в ближайшие двадцать лет, позволят обнаружить жизнь за пределами Земли. Не исключено, что это будет разумная жизнь".

Многие ученые разделяют оптимизм Дрейка. Но немало и тех, кто мыслят прагматично и отдают себе отчет в том, что далеко не любая органическая жизнь будет подобна земной. Биохимики, изучающие альтернативную биосферу, спешат остудить горячие головы – жизнь на других планетах может быть построена не на углероде, как на нашей планете, а на другом химическом базисе.

Не исключено также, что инопланетная жизнь приспособлена для существования в отличных от земных условиях. Первоочередной задачей "Кеплера" является поиск планет, похожих на Землю не только габаритами, но и температурой поверхности и многими другими факторами.

До встречи с инопланетянами осталось два десятилетия
А что, если обитатели иных миров благополучно функционируют в жаре, подобной той, что царит в жерле вулкана?

С таким однобоким взглядом на существование жизни мы рискуем пройти мимо представителей другой галактической расы, просто не распознав в них кого-то равного нам по разуму. И даже если такой ошибки не случится – сможем ли мы вступить в контакт, оперируя едиными стандартами логики?

Но и при таком раскладе оптимистам есть, что ответить скептикам. Ведь если жизнь может существовать в разнообразных условиях, говорят они, то, значит, она распространена в Галактике еще шире, чем мы предполагаем. Да, в этом случае труднее выйти на нее целенаправленно, но в тоже время существенно увеличиваются шансы обнаружить ее случайно.

Что же касается установления прямого контакта, то те, кто верит в скорейшую встречу с инопланетянами, считают, что решение проблемы обязательно найдется. Только решать ее стоит не сейчас, гипотетически, а уже непосредственно в момент встречи, когда будет достаточно возможностей для изучения космических соседей.

Писатели-фантасты более ста лет посвятили описанию возможных контактов человечества и инопланетян. Наверное, никто лучше них не разбирается в этом вопросе, поэтому "Правда.Ру" обратилась за комментарием к писателю-фантасту Виктору Селину:

– Про фантастов часто говорят, что они находятся на острие прогресса и предсказывают события будущего. Однако мне кажется, что это скорее совпадение, чем реальная способность заглянуть на несколько лет или десятилетий вперед.

Именно поэтому я уверен, что когда (именно "когда", а не "если") состоится встреча человечества с инопланетным разумом, она окажется совсем не такой, как предполагали писатели и сценаристы фантастических фильмов. Ведь предсказываемое учеными разнообразие жизненных форм может свести нас с невероятными созданиями, чья органика и логика могут оказаться совсем не похожими на наши.

Тем не менее, надежда на то, что люди не одиноки воВселенной, не должна оставлять нас никогда. Лично я с нетерпением жду галактического контакта, но не как сочинитель фантастических романов, а как человек , на глазах которого развивается история.