Тайны колоссальной черной дыры

Два космических аппарата сосредоточились на исследовании скорости вращения колоссальной черной дыры в центральной части галактики NGC 1365. Спиральная галактика с перемычкой NGC 1365, находящаяся в созвездии Печь, входит в галактическое Скопление Печи. В ядре галактики находится сверхмассивная черная дыра. Ученые уже вычислили ее размеры.

Еще в 2009 году ученые обнаружили избыток потока рентгена из черной дыры в центре этой галактики. Выявлено, что в диапазоне энергий выше 2 килоэлектронвольт поток квантов на два порядка выше расчетного! И, наконец, в 2013 году космологи рассчитали массу и угловую скорость вращения черной дыры в центре галактики NGC 1365. Две космические рентгеновские обсерватории, первая из которых принадлежит НАСА (Nuclear Spectroscopic Telescope Array, "NuSTAR"), а вторая — Европейскому космическому агентству ("XMM-Newton", где на спутнике установлена специальная решетка зеркал для исследования рентгеновского излучения), объединили исследовательские возможности для того, чтобы впервые точно определить скорость вращения сверхмассивной черной дыры.

По массе она превышает массивность нашего Солнца в 2 миллиона раз! Этот невидимый в оптике, но чудовищно излучающий в рентгене монстр расположен в заполненном газом и пылевыми частицами центре галактики NGC 1365, и обнаруженная максимальная скорость вращения черной дыры почти точно равна максимальной скорости, вычисляемой по теории Альберта Эйнштейна. Сверхмассивная черная дыра находится в заполненной пылью и газом центральной части галактики под названием NGC 1365, и максимальная скорость вращения черной дыры почти в точности равна скорости, допустимой в соответствии с теорией тяготения Эйнштейна.

Полученные данные, которые представлены в новом исследовании и опубликованы в журнале Nature, позволят наконец разрешить давно ведущийся спор в отношении таких же параметров, которые ранее были определены у других черных дыр, и дадут более точное понимание путей эволюции черных дыр и галактик. Лу Калужиенски (Lou Kaluzienski), научный сотрудник программы "NuSTAR" в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне, комментировал полученные результаты: "Это очень важный параметр в области изучения черных дыр". Эти множественные во Вселенной объекты вызывают серьезные дискуссии при обсуждении их параметров, а опубликованные в журнале Nature данные помогут внести ясность в некоторые спорные моменты по ряду аналогичных параметров, ранее определявшихся для других черных дыр.

Более понятной предстанет мысленному взору специалистов пока достаточно не исследованная эволюция черных дыр в средоточиях галактик. Только наблюдения могут служить проверочной базой общей теории относительности (ОТО), сформулированной Эйнштейном. В согласии основными положениями ОТО, мощная гравитация искривляет пространственно-временной континуум, создавая сингулярности, в которых изменяются качественно пространство, время и сама материя. И даже кванты электромагнитного излучения, в том числе рентгена, подвержены воздействию сингулярностей.