Есть ли жизнь на Марсе? Новые данные

Вопрос о присутствии жизни на Марсе интересовал человечество с давних пор, казалось бы, пробы грунта собранные в 1976 году американским космическим кораблём «Викинг» подтвердили её отсутствие. Напомним, что тогда был проведён детальный поиск органического вещества в грунте Марса, с помощью которого учёные должны были окончательно сказать, есть ли жизнь на красной планете, однако данные, полученные станцией, были настолько противоречивы, что никто не смог ни подтвердить, ни опровергнуть наличие там органической жизни. Ведь наличие органических веществ не может стать бесспорным доказательством жизни. Оно является дополнительным и вспомогательным методом для интерпретации результатов биологических экспериментов, но не более того.

Уникальное исследование дало основания утверждать, что некоторые из земных микроорганизмов способны выживать в марсианских условиях. Средняя температура поверхности Марса подвержена колебаниям и достигает на экваторе днем +10 -15°С и ночью от -70 до -80°С. Во время полярной ночи температура снижается до -120°С. Давление у поверхности Марса составляет в среднем 7 мм рт. ст., снижаясь в некоторых районах планеты до 4-5 мм рт. столба Атмосфера красной планеты насыщена углекислым газом и аргоном, обнаружены также следы кислорода, водяных паров и других газообразных и летучих соединений.

Американские учёные протестировали возможности бактерий обнаруженных в недавно открытых озёрах Антарктиды и пришли к выводу, что микроорганизмы – галофилы и метаногены, принадлежащие к группе экстремофилов (способны жить и размножаться в самых невероятных условиях, которые убили бы «нормальных» организмов).

Удивительно, но исследователям удалось выращивать этих уникальных микроорганизмов в культуре из морской воды при температуре -28 градусов, при этом бактерии не только выживали, но и успешно размножались, создавая настоящую колонию.

«Это поразительный результат» - считает член исследовательской группы Шиладитья ДасСарма ( Shiladitya DasSarma) Университета центра морской биотехнологии штата Мэриленд (University of Maryland's Center of Marine Biotechnology). Он подозревает, что организмы противостоят условиям окружающей средой, формируя колонии. Это позволяет им бороться экстремальными условиями, разделяя между собой питательные вещества. «Подобное явление впервые обнаружено у бактерий из группы экстремофилов.

Открытие сделанное учёными требует перепроверить данные, полученные экспедициями «Викинг». Мексиканские учёные, например, уже проанализировали пробы собранные во время марсианских миссий, используя более чувствительные методы. В результате группа Рафаэля Наварро-Гонсалеса обнаружила следы органики.

Несмотря эти результаты, астробиолог Брюс Яковски (Bruce Jakosky) из лаборатории атмосферной и космической физики при университете штата Колорадо (Laboratory for Atmospheric and Space Physics at the University of Colorado), призывает осторожно относиться к подобным заявлениям. Пока они не имеют под собой реальных доказательств, которые может предоставить только новая марсианская экспедиция, считает он.