Звездный «каннибализм»

«Поедая» собратьев, звезды могут восстанавливать свои силы. Что и продемонстрировал пульсар J1023, который отобрал материю у свой космической соседки – звезды, подобной Солнцу. Такая операция придала ему сил – он сменил спектр излучения, поднял температуру ядра и стал гораздо ярче. В результате, астрономы дважды открывали J1023 – как рентгеновский пульсар в 2000 году и как миллисекундный радиопульсар в 2007.

Когда массивная звезда достигает предела своего существования, она взрывается. Ее оболочка разлетается в пространстве, после чего на месте взрыва остаются сверхплотные шары – нейтронные звезды. При более чем скромном диаметре в 20-30 километров, они обладают массой, близкой к массе Солнца.

Разнообразие нейтронных звезд поражает воображение. Они могут светить в различных волновых спектрах – радиоволнами, рентгеновским излучением, видимым светом и так далее. Поэтому они причисляются к различным подклассам, среди которых пульсары, барстеры, магнитары. Разнообразие видов нейтронных звезд так велико, что среди астрономов их классификация носит ироническое название «зоопарк».

Читайте также "Малышки из Туманности Розетки"

Пульсар J1023 был впервые обнаружен в 2000 году. Он расположен на расстоянии примерно 4000 световых лет от Земли в области созвездия Секстанта и образует двойную систему с небольшим светилом, размеры которого примерно в 2,5 раза меньше Солнца. Из-за близости их расположения материя звезды-спутника постепенно перетекала к пульсару.

Повторное открытие J1023 произошло семь лет спустя. Первоначально звезду приняли за новый астрономический объект.

Звездный «каннибализм»
И лишь подняв архив наблюдений, ученые из обсерватории Грин Бэнк установили истину. Невероятно, но факт – нейтронная звезда полностью переродилась за семь лет, а ее излучение сменилось с рентгеновского диапазона на радиоволны.

За истекший срок J1023 напитался строительным материалом от своей жертвы-компаньона, его температура поднялась, а уровень сигнала возрос. За счет жизненных сил соседа пульсар приободрился. При этом его период обращения сократился до 1,69 миллисекунды, то есть он совершает 592 оборота вокруг своей оси за секунду. Так пульсар попал в пятерку самых быстровращающихся объектов во Вселенной, известных человечеству.

Процесс превращение проистекал следующим образом: украденная у соседа материя перетекла на орбиту нейтронной звезды и образовала широкий диск строительного материала вокруг нее. Под воздействием силы гравитации J1023 звездная пыль постепенно начала осаждаться на его поверхность. В результате получился сверхплотный шар, в котором под воздействием образовавшегося давления начали происходить новые типы ядерных реакций.

Подобные формы «каннибализма» среди звезд давно известны астрономам ( аккреция), однако настолько быстрое перевоплощение раньше ученым наблюдать не приходилось. В настоящее время J1023 начал замедлять вращение и терять часть полученной энергии. Возможно, что затем последует повторная аккреция. Также не исключено, что такой процесс может повторяться многократно.