Четыре солнца одной планеты

Международная группа астрономов впервые за всю историю космических исследований обнаружила экзопланету, которая вращается в системе из двух парных звезд, одна из которых расположена на удаленной орбите. Планета находится в пяти тысячах световых лет от Земли. Открытие сделано в рамках международной программы Йельского университета Planet Hunters.

Проект Planet Hunters действует с 2010 года, он нацелен на то, чтобы привлекать астрономов-любителей к поиску планет у различных звезд путем обработки данных, полученных телескопом "Кеплер". Находка экзопланеты с четырьмя солнцами стала первым серьезным достижением участников программы.

Как известно, наличие у планеты нескольких лун — дело довольно распространенное. Куда реже встречаются планетные системы с несколькими солнцами. Довольно долго считалось, что планеты вообще не могут существовать возле двойных звезд, так как там слишком велики гравитационные перепады. Их считали лишь достоянием научной фантастики, как, например, планету Татуин — родину героя "Звездных войн" Люка Скайуокера.

Читайте также: И в космосе встречаются беспризорники?

Однако до сего дня было обнаружено целых шесть планет, вращающихся вокруг парных звезд. Одна такая система расположена в созвездии Рака на расстоянии около 40 световых лет от нас. Туда входят желтый карлик 55 Cnc A и менее массивный красный карлик 55 Cnс B, вращающийся вокруг него на расстоянии около 1 тысячи астрономических единиц. Кстати, по количеству планет — их здесь обнаружено пять штук — она уступает только системам HD 10180 (с семью планетами) и Kepler-11 (с шестью планетами).

Правда, в таких системах с планетами пока ни разу не фиксировалась вторая звездная пара на удаленной орбите. Поэтому обнаружение РН1 — такое обозначение дали новой экзопланете — стало полным сюрпризом для ученых.

Киан Йек из Сан-Франциско и Роберт Гаглиано из Коттонвуда (Аризона), обмениваясь информацией через сайт Planethunters. org, обратили внимание на незначительные колебания в светимости звезды KIC 4862625, расположенной в созвездии Лебедя. Подобный признак мог свидетельствовать о наличии там планеты. Действительно, после проверки полученных любителями данных при помощи телескопов Обсерватории Кека на Гавайях эксперты из Йельского и Оксфордского университетов подтвердили существование планеты.

РН1 является газовым гигантом размером чуть больше Нептуна, его масса превышает земную в 6,2 раза. Она вращается вокруг пары из белого карлика спектрального класса F7 с массой 1,5 солнечной и красного карлика класса М с массой 0,41 солнечной. Один оборот планета совершает за 138 дней. Из-за близости к двойному светилу планета достаточно горяча — температура на ее поверхности, по оценкам, находится в диапазоне 524-613 кельвинов. Так что климат там должен быть похож скорее на венерианский, нежели на земной.

Вторая же звездная пара расположена от РН1 на дистанции, в тысячу раз превышающей расстояние от Земли до Солнца. Исследователи предполагают, что на небосводе экзопланеты третье и четвертое солнца должны выглядеть как пара небольших ярких пятен. Кстати, если светила из первой пары располагаются довольно близко друг от друга (период их взаимного обращения равен 20 дням), то дистанция между светилами второй, отдаленной пары, составляет значительно больше — около 40 астрономических единиц.

По словам специалистов, возраст всей звездной системы должен составлять около 2 миллиардов лет. Скорее всего, планета сформировалась вдали от второй пары звезд, но постепенно приблизилась к ней. О второй звездной паре пока известно не так много: можно лишь предполагать, что она состоит из солнцеподобной звезды спектрального класса G2V и красного карлика класса M2V.

Тем не менее, "дополнительная" пара звезд не может не оказывать влияния на магнитосферу РН1. К тому же, расстояние между обеими двойными звездами может со временем изменяться. Вообще, четырехзвездные системы достаточно сложны, и их динамика может значительно отличаться от той, к которой мы привыкли в Солнечной системе, говорят специалисты.