Кто посылает на Землю таинственные сигналы

Ученые ломают голову над сигналами из космоса

Эмили Петрофф из Технологического университета Суинберна в Хауторне (Австралия) и ее коллеги пришли к выводу, что короткие вспышки космического радиоизлучения, замеченные еще в 2007 году, могут являться сигналами, посылаемыми на Землю неизвестной цивилизацией. Статья на эту тему опубликована в электронной библиотеке Корнеллского университета.

Знакомьтесь: FRB!

Упомянутые радиоимпульсы были открыты случайно во время наблюдений за радиопульсарами с помощью австралийского телескопа Паркс. Их назвали fastradio-burst (FRB). После 2007 года было зафиксировано еще девять вспышек.

Ученые сразу же обратили внимание на сходство FRB с перитонами — одним из типов радиопомех, который предположительно возникает в земной магнитосфере. У тех и у других наблюдается "размазанность" частот — их коротковолновая часть появлялась и исчезала

быстрее, чем длинноволновая. Именно по этой причине ранее многие из астрофизиков ошибочно приписывали FRB земное происхождение, полагая, что это порождение атмосферных процессов.

Перитоны из микроволновки

В январе этого года команда Эмили Петрофф, занимаясь изучением перитонов, найденных различными обсерваториями по всему миру, обнаружила, что частота их излучения находилась в диапазонах 1,4 гигагерц и 2,3-2,5 гигагерц. В последнем указанном диапазоне работают устройства беспроводной связи, СВЧ-печи и некоторые другие электронные приборы. При этом наблюдалась странная закономерность: большинство вспышек происходило в дневное время, и их источники располагались примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.

Оказалось, что телескоп Паркс действительно улавливает радиоволны, исходящие от микроволновки. Ряд экспериментов показал, что перитоны появляются в тот момент, когда кто-то открывает дверцу печки, останавливая этим ее работу. Более того — специалисты обнаружили, что все перитоны, обнаруженные обсерваторией с 1998 года, были излучены… двумя микроволновками, одна из которых располагалась прямо под телескопом Паркс, а другая — в центре для посетителей!

Если перитоны могли иметь искусственное происхождение, то отчего же сходные с ними FRB-вспышки не могли быть порождены какими-то технологическими устройствами? Но ведь эти радиопомехи пришли из космоса!

Парадокс Штермера

Разумеется, это далеко не первая и не последняя попытка "поймать" радиопослания от братьев по разуму. Взять хотя бы феномен загадочного радиоэха, от​крытый в конце 20-х годов прошлого столетия профессором К. Штермером, доктором В. ван дер Полом и инженером Й. Халсом. Они в течение двух лет проводили эксперименты по радиозон​дированию атмосферы Земли. В Эндховене (Голландия) находился передатчик, через определенные промежутки времени пере​дающий импульсы, сходные с азбукой Мор​зе.

Испытатели регистрировали их в Осло. 11 октября 1928 года Штермер и Халс зафиксировали странное явление. За основным импульсом, принятым аппаратурой, следовал другой сигнал, напоминающий эхо. "Вторич​ные" сигналы раздавались через определен​ное количество секунд после основных. Им​пульсы шли "сериями": сначала эхо звучало через 3 секунды после обычного сигнала, потом через 4, затем пауза увеличилась до 5 секунд, и наконец, интервалы стали меняться от 4 до 18 секунд.

Со временем некоторым исследователям пришло в голову, что последовательность пауз между принятыми сигналами и их эхом от​нюдь не случайна. Начались попытки "расшифровки" "вторичных" импульсов. Серии цифр представлялись в виде координат неких точек на плоскости, изображающих определенный участок звездного неба. Но никаких подлинно научных доказательств этой гипотезы не было…

"Радиограмма" из созвездия Стрельца

15 августа 1977 года участники программы SETI, занимающейся поиском внеземных цивилизаций, зафиксировали странный радиосигнал, продлившийся 72 секунды. Его уловила радиообсерватория Университета штата Огайо. Сигнал исходил из самого центра Галактики, из созвездия Стрельца. Позднее, с легкой руки астронома Джерри Эймана, он получил название "Wow!"

Сигнал расшифровывается как группа из шести знаков: 6EQUJ5. Хотя значение их скрыто тайной, "радиограмма" вызвала огромное воодушевление среди энтузиастов: уж очень это походило на сообщение от представителей иных миров!

Импульс действительно был очень необычным. Его частота составляла 1420,356 мегагерц, что соответствовало радиолинии нейтрального водорода. Так что нельзя исключать, что "отправителями" являлись разумные существа.

Не так давно та же SETI объявила о двух новейших методиках поиска сигналов, которые могли бы указывать на наличие жизни на других планетах. В проекте Panchromatic SETI будут задействованы многочисленные телескопы, которые займутся сканированием света от 30 звезд, расположенных на относительно близком расстоянии от Солнца, при этом их просканируют в различных световых диапазонах. Не исключено, что таким образом удастся уловить и сигналы, которые посылают в пространство разумные обитатели планет, вращающихся вокруг этих звезд…