Всемеро тяжелее Земли, и тоже можно жить

Астрономы, работающие в чилийской обсерватории Ла Силла, обнаружили новую планету за пределами Солнечной системы. Это не первое открытие подобного рода, они уже становятся заурядными событиями в исследованиях космоса. Но находка, получившая название Gliese 581 e , оказалась самым легким из всех обнаруженных ранее планетарных тел. В то же время его соседка Gliese 581d пополнила ряды потенциальных «колыбелей жизни»

Ученые из Европейского сообщества астрономических исследований в Южном полушарии ( ESO ) давно наблюдают красный карлик Gliese 581, возле которого вращаются три ранее обнаруженные планеты. Первая – Gliese 581b была открыта в 2005 году, в 2007-м астрономы зафиксировали и изучили еще две, получившие индексы “c” и “ d ” соответственно. Звезда расположена на расстоянии 20,5 светового дня в созвездии Весов.

Обнаружение четвертой планеты произошло в знаменательный день, когда астрономическое сообщество отмечало 15-летие со дня открытия первой экзопланеты, вращающейся вокруг пульсара PSR B1257+12. Gliese 581e стала 345-й в списке известных науке планет за пределами Солнечной системы.

Читайте также "Человечество спасет лишь бегство в космос"

Подробное исследование показало, что планета имеет массу всего в 1,9 раза тяжелее Земли, тем самым завоевав титул самой легкой известной экзопланеты. До этого пальму первенства два месяца удерживало небесное тело Corot -7 b , обнаруженное французской исследовательской миссией в созвездии Единорога. Gliese 581 e совершает полный оборот вокруг своей звезды за очень короткий промежуток времени, равный 3,15 земных суток.

К сожалению, орбита этой эзкопланеты находится за пределами возможной зоны существования жизни. Ее удаленность от звезды заставляет вычеркнуть название Gliese 581e из списка потенциальных носительниц органической жизни. Зато подобный статус приобрела ее ранее открытая соседка.

Одновременно с наблюдением вновь обнаруженной планеты астрономы занимались тщательным исследованием ее более массивной сестры под индексом “d”. Оказалось, что при весе, равном семи массам Земли, плотность этой планеты гораздо выше, чем если бы она состояла только из каменистых пород. Это, а также удаленность от светила позволили ученым предположить существование на поверхности планеты как ледяных формирований, так и океанов жидкой воды.

«Эта планета может быть покрыта большим и глубоким океаном, - говорит участник проекта Стивен Адри. - Ее можно рассматривать как «водного кандидата» номер один». Однако другие специалисты не спешат с выводами. Они помнят, как два года назад с энтузиазмом была встречено предположение, что третья участница звездной системы Gliese под индексом «c» тоже считалась ледяной планетой.

При пятикратном превосходстве в массе над Землей Gliese 581c тоже совершает свой оборот вокруг красного карлика в зоне, где возможно существования воды в твердом агрегатном состоянии. Однако последующие проверки и наблюдения показали, что эта экзопланета лишена каких-либо признаков жизни.