Солнце заставляет физиков чертыхаться

«Мы изучаем полученные данные, и спрашиваем себя – какого чёрта это произошло?» - такую реакцию вызывают у астрофизиков новые изображения Солнца, переданные с орбиты. Пытаясь понять, почему солнечная корона в сотни раз горячее поверхности светила, ученые признают, что столкнулись с весьма загадочным явлением.

Стартовавшая в сентябре 2006 года международная миссия, уже успевшая сделать инфракрасный портрет Солнца с помощью рентгеновского телескопа, предоставила новые уникальные снимки.

См. фоторепортаж

Корабль Hinode несет оптический солнечный телескоп (SOT), рентгеновский телескоп (XRT) и ультрафиолетовый спектрометр. Он движется по орбите Земли в зоне сумерек (между ночью и днем), что позволяет ему постоянно наблюдать за Солнцем.

Последние снимки, полученные миссией, показали нашу звезду во всей своей красе. Они свидетельствуют, что Солнце – динамичная, бурная и загадочная система магнитной активности, пишет Nature.

Для астрофизиков долгое время оставался загадкой тот факт, что солнечная корона (внешняя часть атмосферы Солнца), простирающаяся на миллионы километров от поверхности, обладает аномально высокой температурой.

Солнце заставляет физиков чертыхаться
Учёные ломают голову над тем, почему видимая поверхность Солнца нагревается до шести тысяч градусов Цельсия, а его корона – до двух миллионов градусов.

Возможное объяснение этого феномена – сильное магнитное поле нашей звезды. Оно является причина многих уникальных явлений, которые наблюдаются на Солнце. Теория «волнового нагрева», утверждает, что волны сильного магнитного поля Солнца переносят огромную энергию от поверхности светила к его короне. В короне эта энергия нагревает газ до невероятной температуры.

Данные, полученные кораблём Hinode, придают этой теории больший вес. «Мы можем видеть, что структуры короны закручиваются и сдвигаются, - говорит Леон Голаб из Центра астрофизики в Кембридже. - Мы обнаружили некоторые явления, которые смотрятся точно так, как это и было предсказано».

Однако некоторые результаты запутали учёных. Они были ошеломлены изображением, полученным с космического аппарата.

«Почти каждый день мы рассматриваем полученные данные, и говорим себе – какого чёрта это произошло?» - признается Голаб.

По его мнению, это тоже может быть связано с высокой температурой солнечной короны, но пока еще не существует никакой теории, которая могла бы объяснить этот феномен.

«Процессы, которые мы наблюдаем у поверхности Солнце, достаточно сложны и требуют разработки серьёзных теорий» - поясняет Алан Титл.

Астрофизики еще не знают, как объяснить загадочные явления, происходящие на звезде по имени Солнце, но они надеются, что Hinode поможет решить многие тайны светила.