Неужели "звездные врата" существуют?

В научно-фантастических произведениях часто описываются некие устройства, позволяющие человеку мгновенно попасть в иное измерение пространства и времени. Пример тому — известный фильм "Звездные врата". Но является ли это чистой воды вымыслом? Оказывается, чисто теоретически создание такой машины для путешествий по мирам вполне возможно!

Еще великий Эйнштейн говорил о том, что пространство может искривляться под влиянием массы и энергии, образуя гравитационные дыры, по которым можно попасть из одного пункта в другой в миллионы раз быстрее, чем обычно. Эту идею тут же подхватили фантасты.

Впервые идею "кротовых нор" или "червоточин", позволяющих мгновенно оказаться на другом конце Вселенной, выдвинул американский астроном и писатель Карл Саган в романе "Контакт". Позднее два астрофизика — американец Кип Торн и его российский коллега И. Д. Новиков — предположили, что речь идет о черных дырах.

Старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ), кандидат физико-математических наук Владимир Георгиевич Сурдин, считает, что некоторые из черных дыр действительно могут служить такими "порталами", однако отличить их от обычных не так-то просто.

"Помочь в решении этой проблемы, как мне кажется, сможет запуск на орбиту Земли нескольких мощных обсерваторий с разрешением, превышающим возможности человеческого глаза более чем в 10 миллионов раз, — говорит ученый. — Первая, "Радиотрон", будет запущена в конце 2011 года, вторая, "Миллиметрон", — в 2016 году. С их помощью можно будет заглянуть внутрь ближайших к нам черных дыр и выяснить, не являются ли они "червоточинами". И если "кротовые норы" все-таки будут обнаружены, то мечты человечества о телепортации могут воплотиться в жизнь".

Читайте также: Коллайдер станет машиной времени

Есть еще один нюанс. "Кротовые норы" теоретически позволяют не только мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, но и путешествовать во времени! С точки зрения теории относительности Эйнштейна, ничего нереального в этом нет: скорость течения времени напрямую связана со скоростью движения самого объекта. Таким образом, если объект сможет достичь скорости света, то время для него практически остановится…

В качестве наглядного примера Эйнштейн приводит парадокс близнецов, который впоследствии эксплуатировался многими фантастами. Один близнец отправляется в космос, другой остается на Земле. Через много лет близнец-астронавт возвращается на Землю, где находит своего брата сильно постаревшим, тогда как сам он еще молод — благодаря тому, что его корабль перемещался со скоростью света.

Подобный эксперимент современные технологии провести пока не позволяют. Но был проведен следующий опыт. Исследователи взяли пару высокоточных ядерных часов, определяющих время до одной миллионной секунды. После тщательной синхронизации один хронометр поместили в лайнер, совершавший полет вокруг света, а второй в это время оставался в аэропорту. Когда самолет приземлился, оказалось, что разница в показаниях составляет одну миллионную долю секунды. Если бы часы находились на корабле, парящем в открытом космосе, разница, несомненно, еще более увеличилась бы.

Получается, что время у космонавтов на орбите идет чуть медленнее, чем на Земле, но ни они, ни мы практически этого не замечаем. Разница во времени станет только при длительном путешествии. Фактически это перемещение в будущее.

"С перемещением во времени связано немало практических проблем и теоретических парадоксов, — утверждает Владимир Сурдин. — Но, тем не менее, путешествия во времени возможны. А если так, то почему бы не надеяться, что когда-нибудь научные технологии позволят нам встретиться с гостями из будущего или прошлого? И одним из вариантов машины времени могут стать все те же "кротовые норы".

По словам специалистов, если когда-нибудь будет осуществлен полет людей к далеким звездам, то произойдет это не ранее чем через столетия. А если будет открыта возможность "прохода" через "кротовые норы"?

Во-первых, неизвестно, насколько безопасен для человека такой переход. Не исключено, что при проходе через черную дыру, которая идентифицируется с "кротовой норой", материя, из которой состоит астронавт, под воздействием колоссальной гравитации будет просто разложена на молекулы… Даже если, допустим, удачно пройдет эксперимент с пропуском через порталы неживых объектов, то нельзя гарантировать, что с людьми все будет так же благополучно.