Метеорит оказался ровесником Солнца

Команда специалистов из Ливерморской национальной лаборатории и Университета штата Аризона (США) под руководством Грегори Бреннеки недавно завершила анализ метеорита "Альенде", упавшего на Землю в 1969 году. Были сделаны сенсационные выводы: это небесное тело является осколком сверхновой, предположительно породившей Солнечную систему.

Практически все эксперты определяют возраст Солнечной системы приблизительно в 4,5 миллиарда лет. А вот версии происхождения нашей системы выдвигаются самые разнообразные.

Читайте также: Найдены свидетели рождения Солнца

Древние астрономы предполагали, что Вселенная и Солнечная система существуют вечно и в неизменном виде. В Средние века представления об этом изменились. Так, Джордано Бруно впервые предположил, что звезды, в том числе и Солнце, окружены планетными системами, которые находятся в процессе непрерывного изменения. В 1745 году французский исследователь Бюффон выдвинул гипотезу об образовании планет из вещества, которое "выбросило" Солнце при столкновении с кометой.

В 1755 году немецким философом Иммануилом Кантом была изложена идея о том, что наша система возникла из облака хаотически движущихся холодных пылинок. В 1796 году французским ученым Пьером Симоном Лапласом была описана теория образования Солнечной системы из медленно вращающейся раскаленной газовой туманности. Наконец, в 1916 году Джеймс Джинс заявил, что планеты нашей системы сформировались в результате выброса солнечного вещества, вызванного прохождением вблизи Солнца другой звезды. Однако все эти теории были признаны несостоятельными.

В 1935 году появилась теория Рассела, который считал, что Солнце ранее представляло собой двойную звезду. При тесном сближении с еще одной звездой второе светило двойной системы было просто разорвано силами гравитации. В 1944 году Хойл выдвинул еще одну разновидность этой гипотезы: "компаньон" Солнца завершил свою эволюцию и взорвался как сверхновая. Из остатков ее оболочки и была сформирована наша планетная система. Тогда же, в 40-х годах прошлого столетия, советский астроном Отто Шмидт попытался объяснить образование Солнечной системы захватом Солнца в процессе обращения вокруг Галактики облака пыли, из которого сформировались холодные плотные тела — планетезимали, предшественники планет.

В 2011 году группа астрофизиков из Университетского колледжа Лондона во главе с Микако Мацуурой, наблюдая в инфракрасный телескоп "Гершель" остаток сверхновой SN 1987A, обнаружил огромные запасы твердых пылевых частиц. Это открытие подтверждает ранее выдвинутую гипотезу о том, что вспышки первых сверхновых могут являться источниками космической пыли.