Два облака хотят зажечь звезду

Любая глобула поражает наблюдателя, впервые увидевшего эту темную дыру, зияющую на звездной парче небесного свода. Эти небесные тела темны не внешне — они хранят множество тайн и загадок. Так, астрофизики считают, что там может происходить рождение новых светил. И две ближайшие к нам глобулы, похоже, уже в ближайшее время смогут зажечь звезду.

Астрономы называют глобулами газо-пылевые туманности, так необычно темнеющие на фоне далеких светлых туманностей или звезд. Их вид говорит нам также и о том, что они довольно близки к нам в космическом смысле — нет между нами ни звезд, ни светящихся туманностей.

В самом начале XX века Эдвард Эмерсон Барнард, американский астроном, объединил в каталог 349 темных туманностей, среди которых большинство являются глобулами. Типичный пример — молекулярное облако Барнард 68, массой в одну-три солнечных. Оно образовалось всего в 300-500 световых годах от Солнца, а линейный размер глобулы Барнард 68 — всего около половины светового года. Что же представляет собой глобула: дозвездное состояние материи или результат невозможности сформироваться звездам?

Глядя на созвездие Змееносца и видя угольно-черную дыру молекулярного облака Барнард 68, мы понимаем, что между нами звезд нет, а звезды фона хорошо закрывает непрозрачная для света материя глобулы. Она поглощает весь падающий на нее свет, не пропуская и не отражая его. Полагают, что внутренность этих темных молекулярных облаков может иметь пониженную температуру. Их эволюционные процессы представляют собой загадку, поскольку наблюдения молекулярных облаков начаты только в ХХ веке.

Читайте также: Звездное небо создали… черные дыры?

Но также вполне возможно, что именно глобулы могут являться весьма вероятными местами для формирования новых звезд во Вселенной. В молекулярных облаках глобул имеется высокая концентрация пылевых частиц и молекулярного газа, потому в них целиком и полностью поглощается весь видимый свет, приходящий извне, испускаемый окружающими глобулу звездами. Временные процессы звездообразования длятся миллиарды лет, как и протекающие одновременно с формированием центрального тела звезды, идущие своим путем процессы образования планет и их спутников.

Астроном Букерт предполагает, что благодаря относительной близости объекта Барнард 68 к Земле наблюдения за ним имеют особую ценность. Возможно, что этот близкий и хорошо изученный образец глобулы поможет уяснить, как формируется звезда из молекулярно-пылевого облака. Тем более, что известна очень неоднородная структура глобулы Барнард 68. А новые наблюдения, предпринятые Маркусом Нильбоком из Института астрономии Общества Макса Планка (Германия), выявили наличие двух облаков, столкновение которых может в будущем способствовать появлению звезды.

Детальный анализ данных космического телескопа "Гершель" показал, что температура различных частей облака резко изменяется, уменьшаясь от 16,7 К на периферии до 8,2 К в центре облака. Самым интригующим, однако, является обнаруженное в юго-восточной части облака уплотнение, скорость которого значительно отличается от скорости движения самого облака. Более тщательный разбор скоростей отдельных регионов привел астрономов к выводу, что все облако Барнард 68 является группой глобул Бока, более мелкомасштабных образований, различающихся как пространственным взаимоположением, так и скоростью в пространстве облака.

В прошлом, по-видимому, возникло возмущение, нарушившее структуру группы глобул, и они стали двигаться навстречу друг другу. Основных облаков было два, одно из них сейчас перемещается к центру из юго-восточного сектора. Скорее всего, именно оно спровоцировало уплотнение материала нынешнего единого молекулярного облака.

В будущем потенциально ожидаемое столкновение центральной и периферийной частей глобулы приведет к коллапсу вещества, предполагают исследователи облака Барнард 68. Автор первоначального исследования по Барнарду 68 Андреас Букерт говорит о том, что удар периферийного облака придется не в центр, а немного в сторону от него (как обнаружила группа г-на Нильбока).