Найдена родина Дарта Вейдера?

Профессор Каспар фон Браун и его коллеги из Калифорнийского университета в Беркли и Государственного университета в Сан-Франциско (США) обнаружили в двойной звездной системе 55 в созвездии Рака очередную интересную экзопланету, на которой с большой вероятностью может существовать жизнь. Сейчас это открытие вызывает бурные дискуссии в научном мире.

Двойная звезда 55 Cancri, известная также под индексом HD 75732 и расположенная на расстоянии около 40 световых лет от Земли, уже давно привлекает к себе внимание ученых. Дело в том, что в систему входят желтый карлик 55 Cnc A, очень напоминающий по массе, светимости и другим параметрам наше Солнце (его радиус составляет около 0,9 солнечного), и менее массивный красный карлик 55 Cnс B, вращающийся вокруг него на расстоянии около одной тысячи астрономических единиц.

Первые четыре планеты, вращающиеся вокруг звезды 55 Cnс, были открыты еще в конце 90-х — начале 2000-х. Однако они представляли собой раскаленные газовые гиганты. После открытия в 2002 году планет 55 Cnc C и 55 Cnc D оказалось, что между ними существует широкий "пробел". Однако результаты численного моделирования показали, что в этом пространстве могут находиться устойчивые планетные орбиты. Но лишь в 2007 году один из участников исследования, профессор Джеффри Марси, "наткнулся" на пятую планету — 55 Cnc F, масса которой равна 0,155 массы Юпитера (около 46 масс Земли) и которая удалена от своей звезды примерно на такое же расстояние, как Земля от Солнца.

Читайте также: Астрономы нашли планету Татуин

Новая планета получила "неофициальное" название Татуин — так называлась родина героев "Звездных войн" Энакина (будущего Дарта Вейдера) и Люка Скайуокеров, планета с двумя солнцами. После того как группа фон Брауна при помощи оптического интерферометра CHARA смогла уточнить астрофизические параметры звезды 55 Cnc A и орбиты ее планет, выяснилось, что на 55 Cnc F созданы условия, при которых там может присутствовать жизнь. Это значит, что планета вращается по такой орбите, где вода остается в жидком состоянии, лишь частично испаряясь и замерзая.

По расчетам исследователей, планета проводит внутри "зоны жизни" 74 процента своего годичного цикла. При этом средние значения температуры ее поверхности варьируются с минус 52 градусов до плюс 28 градусов по Цельсию.

Несмотря на то, что масса 55 Cnc F значительно превосходит земную, возможно, она все-таки обладает твердой поверхностью либо может иметь спутники, состоящие из горных пород, на которых может существовать вода. К тому же, для удержания воды такие спутники должны обладать значительной массой, так что шансы, что эти тела окажутся обитаемыми, довольно велики.

Широкомасштабные поиски планет у звезд, похожих на Солнце, начались с 1994 года. С тех пор было открыто более 250 экзопланет, существование которых подтверждено наблюдениями с применением самых различных методик. Правда, пока нет технологий, которые с уверенностью позволяют идентифицировать такие планеты, а также доказать наличие там жизни. Невозможно получить и четкие снимки этих небесных тел. Пока удается рассмотреть лишь достаточно большие небесные тела, близкие по массе к Юпитеру и Сатурну, являющихся самыми крупными объектами планетного типа в Солнечной системе. Наименьшие из экзопланет по массе в пять раз превышают земную.

Есть также немало предполагаемых "кандидатов в планеты", масса которых всего в пять-десять раз превосходит земную, поэтому они могут иметь твердую поверхность. Но не всегда можно с уверенностью сказать, что мы имеем дело именно с планетой земного типа: иногда слабые возмущения движения звезд интерпретируются как воздействие планет, тогда как на самом деле это всего лишь проявление активности звездной атмосферы, а то и вовсе результат математической погрешности. 55 Cnc F пока, по мнению сотрудника Астрономического института Санкт-Петербургского государственного университета Романа Балуева, является всего лишь одним из таких "кандидатов в экзопланеты", в особенности из-за малого смещения, которое она придает центральной звезде.

"Скорость этого смещения составляет всего пять метров в секунду (что сравнимо с инструментальной точностью измерений на уровне трез-шести метров в секунду), — заявляет Балуев. — Сама по себе эта планета не выделена ничем особенным, кроме своего расположения в так называемой "зоне жизни" — кольце вокруг звезды, где вода может существовать в жидкой форме. Если существование пятой планеты у 55 Рака подтвердится, то на орбитах вокруг нее мы вполне можем ожидать теплые спутники — "океаниды", скрывающие в своих глубинах неведомые формы жизни".