От карлика до гиганта - один шаг

Любые, даже самые внезапные события во Вселенной, с точки зрения человека-наблюдателя, длятся очень долго. Что уж говорить об эволюции звезд, когда каждое светило проходит свой жизненный цикл за десятки миллиардов лет. Тем невероятнее кажется открытие звезды, которая за несколько недель превратилась из белого карлика в красного гиганта. Об этом «Правда.Ру» побеседовала с сотрудником ИКИ РАН Борисом Морозовым.

138202.jpegПредставьте, что, выходя из дома, вы каждый день наблюдаете, как солнце становится все больше и краснее, деревья начинают засыхать, асфальт плавится. Через пару лет наша звезда превращается в раскаленного красного гиганта. Но свидетелей тому нет - потоки плазмы увеличивающейся звезды уже убили все живое на поверхности Земли.

Именно так развиваются события в системе звезды V838 в созвездии Единорога. С момента первого наблюдения в мае 2002 года и по февраль 2004-го диаметр небесного тела увеличился в тысячу раз, а яркость возросла более чем в 600000 раз!

Читайте также "Роковое влечение планеты к своему светилу"

За два с половиной года V838 прошла путь от белого карлика до красного гиганта, став одной из ярчайших звезд Млечного пути. Ее загадочное превращение стало одним из самых таинственных феноменов нашей Галактики.

Совершенно точно можно утверждать, что наблюдаемое явление - не взрыв сверхновой, поскольку на месте взрыва не образовался бы красный гигант. Подобный сценарий противоречит теории о звездах главной последовательности, поэтому ученые сразу же от него отказались.

Исключили и вероятность возникновения на месте V838 новой звезды: при взрыве образовалось гораздо больше энергии.

Еще одну странную особенность обнаружила международная команда исследователей под руководством профессора астрономии Фабио Антонини. Ученым давно известно, что красные гиганты не излучают рентгеновские волны, но обладают высокой скоростью вращения и сложным магнитным полем.

После серии наблюдений астрономы обнаружили два источника рентгеновского излучения, один из которых расположен непосредственно на месте V838, а второй смещен от звезды к югу. Изучение этого участка звездного неба вели более семи лет, что исключает возможность погрешностей и ошибок.

Ученым потребовалось несколько лет, чтобы понять причину такой странной и молниеносной по космическим меркам трансформации. За это время изменения, коснувшиеся V838, успели породить фантастические догадки и предположения.

Эволюция взрыва звезды V838 Единорога

Так в чем же кроется секрет V838 из созвездия Единорога? На сей счет у астрономов сформировалась теория, которая подтвердилась результатами наблюдений.

Ученые считают, что V838 первоначально была не одиночной, а тройной звездой. Сложное гравитационное взаимодействие всех ее компонентов привело к тому, что две звезды столкнулись (третья осталась в качестве белого карлика) и образовали единое светило. Высвободившаяся в результате слияния энергия привела к тому, что новая звезда раздулась подобно воздушному шару.

Первые недели после взрыва она постоянно увеличивалась в размере, причем ее светимость возрастала в 1000 раз ежедневно. Процесс разрастания постоянно «подпитывали» излишки энергии, образующиеся в результате слияния звездных ядер.

Именно звездные компаньоны V838 виноваты в том, что ученые увидели, как белый умирающий карлик превратился в горячую красную звезду. И только когда газовое облако, оставшееся после взрыва, рассеется, ученые смогут увидеть V838 целым и невредимым.

Изучение феномена в созвездии Единорога породило версию, что подобная участь может ожидать и Землю. «Правда.Ру» обратилась к кандидату физико-математических наук, сотруднику Института космических исследований РАН Борису Морозову, который опроверг подобную теорию.

«Желтый карлик (каковым является наше Солнце) и белый карлик, подобные V838 Единорога, - абсолютно разные космические тела. У нашего светила долгий жизненный путь, и впереди ему предстоит множество эволюционных преобразований.

V838 является, с одной стороны, очень молодым светилом (ему всего несколько миллионов лет), а с другой, - оно уже пришло к финалу своего развития. И, конечно, не стоит забывать, что подобный взрыв стал возможен лишь потому, что изучаемая звездная система была тройной, с очень сложным гравитационным равновесием.

Жизненный путь звезд, подобных Солнцу, хорошо описан наукой и достаточно предсказуем. Например, не вызывает сомнений, что через четыре-пять миллионов лет и наша звезда превратится в красного гиганта. И только спустя еще несколько миллиардов лет Солнце станет белым карликом».