Тёмная энергия и экзопланеты где-то рядом...

Национальный научно-исследовательский совет США опубликовал перечень астрофизических и астрономических проектов на 10 лет. Их средний бюджет составит более двух миллиардов долларов. Все проекты четко структурированы и условно разделены на космические и наземные. Основные научные приоритеты — поиск экзопланет и исследование темной энергии.

Перечень под названием New Worlds, New Horizons in Astronomy and Astrophysics стал шестым документом подобного рода, выпущенным с 1960-х годов. В его разработке принимало участие около двухсот ведущих астрономов и астрофизиков, которые ранжировали наиболее перспективные космические и наземные программы на 2012-2021 годы по степени их значимости. Статья опубликована на сайте TopNews.

В отличие от предыдущих обзоров в новом документе учитываются и проекты, по каким-либо причинам не реализованные ранее. Кроме того, эксперты дают оценку рисков технической готовности и затрат направлений, выбранных как приоритетные.

В целом, перечень свидетельствует о намерении США в ближайшие десять лет сохранить лидерство в оптической астрономии. В плане американских специалистов в области исследования космоса, правда, указан и ряд задач международного уровня — например, постройка огромного оптического телескопа GSMT с радиусом основного зеркала 30 м.

Читайте также: Астрономов шокировали воскресшие галактики

Из космических проектов акцент делался на поиск экзопланет и исследование темной энергии, гипотеза о существовании которой появилась еще в конце 90-х годов прошлого века. Тогда астрономы обнаружили, что Вселенная расширяется быстрее, чем предсказывают существующие теории. В связи с этим ученые предположили, что на этот процесс влияет некий фактор пока неясной природы — так называемая темная энергия (считается, что на ее долю приходится до 74 процентов массы Вселенной).

Очень дорого обойдется (более 1 млрд долларов) запуск нового инфракрасного орбитального телескопа WFIRST, предназначенного для поиска планет и темной материи в удаленных от Земли звездных системах. Его разрешение составит 144 мегапикселя, а разрешающая способность по углу — 200 милиарксекунд. Сборку нового прибора планируется начать в 2013 году, а его запуск намечен на 2020 год.

Впрочем, WFIRST все-таки не дотягивает по цене до лидера американского "научного прайс-листа" — телескопа им. Джеймса Уэбба, на создание которого на сегодняшний день уже ушло около 5 млрд долларов. Запуск этого супертелескопа запланирован на 2014 год, а проработать в космосе он должен около 20 лет. С точки зрения преемственности, данный аппарат должен будет сменить легендарный Хаббл, работающий с 1990 года.

Читайте также: Пора захватывать новые планеты!

Среди крупных земных проектов приоритетной станет многофункциональная обсерватория LSST (Large Synoptic Survey Telescope) в Чили. Ей также выпадет задача по изучению природы темной энергии и свойств темной материи. Но в первую очередь, LSST предназначена для наблюдения за астероидами, обнаружения вспышек сверхновых звезд, комет и других небесных явлений. Фактически это "оружие быстрого реагирования" астрономов.

Кроме того, 8,4-метровый телескоп, размещенный там, будет делать снимки всего видимого неба каждые три дня (предполагается, что за 10 лет работы эти данные образуют базу в 100 миллиардов мегабайт, открытую для общего доступа). Затраты на строительство обсерватории LSST, по предварительным оценкам, составят 465 миллионов долларов, а ежегодные операционные затраты — 42 миллиона.

Среди других проектов в документе отмечены, в частности, космическая система LISA (Laser Interferometer Space Antenna), состоящая из трех аппаратов для поиска гравитационных волн, массив телескопов ACTA (Atmospheric Cerenkov Telescope Array) работающий в гамма-диапазоне, а также космический рентгеновский телескоп IXO (International X-ray Observatory). Задачей последнего аппарата, на создание которого уйдет 5 млрд долларов, станет наблюдение черных дыр и "горячего" газа.

В докладе также говорится, что для развития космической науки США важно принимать участие в разнообразных международных наземных проектах, таких как строительство работающего в оптическом диапазоне длин волн гигантского сегментированного отражательного телескопа (Giant Segmented Mirror Telescope), а также аналогичного аппарата, обозревающего Вселенную в гамма-диапазоне.