Космическому телескопу "Хаббл" удалось сфотографировать совершенно особенную карликовую галактику

В космосе найдена звездная лаборатория

Космическому телескопу "Хаббл" недавно удалось сфотографировать карликовую галактику NGC 4214, расположенную в созвездии Гончих Псов на относительно небольшом расстоянии от Земли — примерно 13 миллионов световых лет. Астрофизики считают, что по ряду различных характеристик этот объект идеально подходит для изучения эволюции звезд.

Созвездие Гончих Псов (по-латыни — Canes Venatici) расположено в северном полушарии неба. Сложно сказать, кто и когда его открыл. Впервые оно появилось на звездных картах в 1493 году. Немецкий картограф Иоханнес Стоффлер изобразил его в виде двух собак внутри созвездия Волопас. В 1540 году похожий образ был нанесен на "Звездную карту" Апиана. Но название созвездию дал Ян Гевелий, разместив его в 1690 году в своем атласе "Уранография". Он изобразил двух больших собак, которых Волопас натравливает на Большую Медведицу, в первый раз выделив их как отдельное созвездие. Поэтому мы не сильно погрешим против истины, присвоив ему лавры первооткрывателя.

Площадь созвездия Гончих Псов составляет 465,2 квадратного градуса. Оно хорошо видно по всей территории России, особенно в марте — апреле.

На сегодняшний день астрономы выделяют в созвездии Гончих Псов 57 звезд, которые можно увидеть невооруженным глазом. Ярчайшая из них носит название "Сердце Карла" и когда-то считалась центром одноименного созвездия, позднее "отмененного" исследователями. "Сердце Карла" — это одна из красивейших двойных звезд, расположенных близко к Земле. Она является прототипом целого класса переменных звезд.

Читайте также: Небесный дракон извергает гамма-лучи

Наиболее заметными объектами созвездия Гончих Псов являются спиральная галактика M51 ("Водоворот"), видимая в позиции плашмя, спиральные галактики M63 "Подсолнух" и M94, пекулярная галактика M106, а также шаровое звездное скопление M3, расположенное возле южной границы Гончих Псов и созвездия Волопаса.

Вновь открытая карликовая галактика NGC 4214 примечательна тем, что содержит скопления старых красных сверхгигантов — очень крупных звезд, находящихся на поздней стадии развития. Кроме того, здесь бурно идут процессы образования новых звездных скоплений из межзвездного газа и пыли.

Помимо удачного расположения, плодотворным исследованиям способствует и относительно небольшой объем межзвездной пыли, как правило, препятствующей наблюдениям.

Снимок был сделан камерой WFC3, установленной на "Хаббле" два года назад. При этом использовалась информация, полученная с нескольких фильтров, настроенных на разные длины волн в ультрафиолетовом, видимом и ближнем инфракрасном диапазонах.

Полученные "Хабблом" снимки ценны тем, что на них можно наблюдать разные этапы эволюции звезд. Так, большую часть их занимают тусклые звезды — они самые старые, им несколько миллиардов лет. Молодые звездные скопления окружены облаками светящегося газа. В центре изображения видна своеобразная "полость", внутри которой находится скопление массивных молодых звезд, температура которых колеблется от 10 до 50 тысяч градусов Цельсия. Эти светила флуоресцируют ультрафиолетовым излучением и испускают огромной мощности звездный ветер, скорость которого измеряется тысячами километров в секунду. Именно благодаря звездному ветру, создавшему дефицит газа и остановившему дальнейшее звездообразование, и сформировалась "полость".

По словам ученых, благодаря ультрафиолету и звездному ветру в холодной межзвездной среде возникают пузыри горячего ионизированного газа. В течение миллионов лет пузыри увеличиваются, а находящиеся в них звезды постепенно стареют и приходят к завершающему этапу эволюции. На фотографии хорошо виден один из таких "раздутых" пузырей.