Что таит в себе Красное пятно Юпитера?

Астрономы заглянули внутрь Большого красного пятна (БКП) на Юпитере — самого масштабного и не прекращающегося уже сотни лет урагана в Солнечной системе. Качественная инфракрасная съемка с нескольких телескопов позволила сделать новое открытие: оранжевый "глаз" в центре нагрет на несколько градусов сильнее, чем остальное пятно. Какова природа этой аномалии?

Ранее исследователям уже было известно, что 89 процентов атмосферы Юпитера приходится на водород. Еще примерно 10 процентов — на гелий, оставшиеся доли процента занимает метан, аммиак и этан. Есть и "снег" — как из водяного, так и из аммиачного льда. Для дыхания такая смесь совершенно непригодна, а ее запах из-за аммиака явно оставляет желать лучшего.

Также астрономы зафиксировали на Юпитере зону самого большого в Солнечной системе и не прекращающегося уже сотни лет урагана. Она была названа Большим красным пятном. Диаметр пятна в три раза больше диаметра Земли, а средняя температура составляет около 110 градусов по Кельвину (минус 163 по Цельсию).

Ученые смогли измерить температуру в различных частях бушующего на газовом гиганте шторма. Результаты новой исследовательской работы опубликованы в журнале Icarus.

Для изучения урагана на Юпитере ученые использовали сразу несколько мощных телескопических приборов. Так, в работе проанализированы данные, полученные огромным телескопом VLT (Very Large Telescope) Европейской южной обсерватории, данные обсерватории Гемини (Gemini), инфракрасного телескопа NASA и японского телескопа Subaru на Гавайских островах.

Читайте также: Древние звёзды откроют тайны галактик

Зачем же было нужно объединять информацию из нескольких источников, расположенных в разных уголках Земли? Оказывается, свет от далекой звезды или иного объекта доходит до каждого из телескопов в разное время. Эта особенность может значительно улучшить качество изображения. Причем, чем больше расстояние между телескопами — тем лучше.

Такой титанический труд астрономы проделали не зря. Им удалось поднять качество инфракрасной съемки практически до уровня обычной фотографии, что привело к новому открытию: яркий оранжевый "глаз" в центре БКП нагрет на несколько градусов сильнее, чем остальное пятно. Природу такой аномалии еще предстоит установить, но очевидно что эта, казалось бы, незначительная разница способна обеспечить устойчивую циркуляцию газовых потоков.

Последние исследования позволили астрономам обнаружить более горячие завихрения. В частности, теплой является сердцевина пятна, окрашенная в интенсивный красный цвет. Разница в температурах составляет около 3-4 кельвинов. Именно из-за перепада температур между центром и внешними частями Большого красного пятна циркуляция газов имеет различное направление: в центре они вращаются по часовой стрелке, а снаружи — против. Также ученые обнаружили, что по краям урагана присутствуют холодные вихри, и в этих местах газы опускаются вниз.