"Союзы" отправятся вслед за "шаттлами"

Федеральное космическое агентство опубликовало программу развития российской космонавтики на 2013-2020 годы. Одним из важнейших направлений станет разработка нового транспортного модуля для доставки космонавтов и грузов на международную орбитальную станцию. Ожидается, что он придет на смену уже морально и технически устаревшим "Союзам".

Особое внимание ФКА собирается уделить развитию направлений, в которых у России имеются конкурентные преимущества, например, в сфере предоставления услуг по транспортировке грузов на орбиту, постройки ракетных двигателей и пилотируемых полетов. Речь идет в первую очередь о разработке нового "транспортно-энергетического модуля с перспективной двигательной установкой". Планируется, что летно-конструкторские испытания новинки будут завершены к 2018 году, а к 2020 году она сможет заменить собой аппараты "Союз", которые после того, как была свернута программа запуска шаттлов, остаются единственным на сегодняшний день транспортным средством для "рейсового сообщения" с МКС.

Шаттлы — американские транспортные космические корабли многоразового использования — эксплуатировались в рамках программы НАСА "Космическая транспортная система" (Space Transportation System). Программа просуществовала 30 лет — с 1981-го по 2011 год. За этот срок было построено пять шаттлов. Первоначально предполагалось, что каждый из них на протяжении периода эксплуатации совершит до 100 полетов в космос. Но на деле было совершено в общей сложности всего 135 запусков, причем два шаттла потерпели крушение…

Читайте также: Эпоха шаттлов подходит к концу

По ряду причин дальнейшее использование "космических челноков" было признано нецелесообразным. Последние полеты состоялись в феврале, мае и июле 2011 года, после чего шаттлы заняли свое место в музеях и научных центрах. Было решено, что вплоть до 2015 года американских космонавтов станут доставлять на орбиту наши отечественные "Союзы".

"Союз-2", в свою очередь, представляет собой семейство трехступенчатых ракет-носителей среднего класса, созданное на основе модернизации ракеты "Союз-У" разработчиками из ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (Самара). Они предназначены для выведения космических аппаратов с существующих стартовых комплексов на низкие, средние, высокие, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты, в том числе, для запуска пилотируемых и грузовых космических кораблей по программе МКС. Масса полезной нагрузки, выводимой "Союзами" на низкую орбиту Земли, может составлять, в зависимости от модификации и точки запуска, от 2800 до 9200 килограммов.

Пока "Союзы" доживают свои последние годы, будут построены космические корабли "новой формации", предназначенные для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию, в том числе и модули российского производства.

Помимо этого, среди пунктов отечественной космической программы — постройка ракетного комплекса "Ангара-А5", модернизация космодромов Плесецк и Байконур, развертывание последовательно в 2015-м и 2018-м годах первой и второй очередей объектов нового российского космодрома "Восточный".

Будут разрабатываться и новые технологии, касающиеся спутниковой связи, дистанционного зондирования Земли, навигационного обеспечения, поисковых работ, мониторинга чрезвычайных ситуаций и прочего. Так, в рамках развития системы позиционирования ГЛОНАСС будут запущены аппараты "Глонасс-К" с расширенными функциями, которые, как ожидается, к 2015 году смогут гарантировать точность определения местоположения объекта с погрешностью не более 1,4 метра, а к 2020-му — не более 0,6 метра.

Предполагается также строительство трех космических обсерваторий — "Спектр-УФ", "Спектр-М" и "Гамма-400", где будут проводиться исследования астрофизических объектов в электромагнитном, гамма- и высокоэнергетическом диапазонах.

Еще одно направление касается лунных исследований. Они будут осуществляться при помощи орбитального аппарата "Луна-Глоб" и двух посадочных модулей "Луна-Ресурс. Также существуют проекты по доставке на Землю образцов лунного грунта с целью их детального изучения. Наконец, программой запланировано обратить внимание на международно-правовые аспекты, связанные с отечественной ракетно-космической промышленностью.

Читайте также: Ушедший год навсегда изменил космонавтику

Согласно предварительным подсчетам, общая стоимость финансирования государственной космической программы составит 2,1 триллиона рублей. Сюда входят и внебюджетные источники. Как и НАСА, ФКА намерено активнее привлекать к программам освоения космоса частные структуры.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок
И лучше выдумать не МОК: Минспорта Подмосковья поддержало инициативу "Правды.Ру"
Меркель: Россия стала силой, формирующей мировой порядок

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры