Самую быструю звезду раскрутил пульсар

Международная группа астрофизиков обнаружила в соседней с нами галактике звезду, скорость вращения которой является рекордной для обычных светил и лишь немного меньше, чем скорость пульсаров. По мнению ученых, столь колоссальной "раскруткой" VFTS102 обязана как раз рентгеновскому пульсару, с которым она когда-то составляла двойной тандем.

Объект VFTS102 был замечен в процессе исследования туманности Тарантула, расположенной в Большом Магеллановом Облаке в 170 тысячах световых лет от Земли. Эта галактика является соседкой нашего Млечного Пути. Программа наблюдений, осуществляющаяся при помощи "Очень большого телескопа" и спектрографа FLAMES, охватывает более девятисот звезд.

Туманность Тарантула (30 Doradus) представляет собой огромную по размерам область звездообразования, протяженность которой составляет 800 световых лет. Она выглядит очень яркой, так как состоит из сверхмассивных звезд, испускающих интенсивное излучение и струи раскаленного газа.

Некоторые из них, взорвавшись, уже превратились в пульсары, которые, в свою очередь, провоцируют взрывы гигантских облаков пыли и газа, что приводит к образованию новых звезд. Со временем они превратятся в сверхновые, но пока еще для этого слишком молоды: их возраст составляет всего один-два миллиарда лет, что по космическим меркам совсем немного.

Одним из таких молодых светил является VFTS102, по классификации Моргана-Кинана относящееся к спектральному классу O, куда входят наиболее горячие и яркие (голубые) звезды. Анализ спектра излучения звезды показал, что ее видимая касательная скорость в районе экватора составляет около 500-600 километров в секунду.

Читайте также: Пульсар в Стрельце: молодой и шустрый

Поскольку масса светила составляет около 25 солнечных, это рекорд: с более высокой скоростью вращаются только пульсары — нейтронные звезды, возникающие, как правило, после взрывов сверхновых, и обладающие сильным магнитным полем. За счет колоссальной гравитации они получают вещество от звезд, являющихся их компаньонами в двойных системах, и это придает им энергию вращения.

Для обычных же звезд такая скорость совсем не характерна. Возьмем хотя бы Солнце, которое оборачивается вокруг собственной оси со скоростью около двух километров в секунду. Если бы самолеты научились летать со скоростью, равной скорости вращения VFTS102, то, скажем, от Москвы до Владивостока можно было бы добраться всего за 11 секунд.

Кстати, лучевая скорость VFTS102 равна 228 ± 12 километров в секунду, что тоже нетипично для туманности Тарантула: светила спектральных классов О и В здесь движутся со средней лучевой скоростью приблизительно 270 километров в секунду.Впрочем, без пульсара (а пульсары в Туманности Тарантула, как говорилось выше, вовсе не редкость) тут все же не обошлось.

Ученые обнаружили в нескольких десятках световых лет от VFTS102 рентгеновский источник PSR J0537-6910, а также остатки сверхновой, получившей обозначение B0538-691. Исследователи полагают, что когда-то предшественник пульсара и светило, которое вертится с аномальной скоростью, представляли собой двойную звездную систему.

Именно материя, сброшенная компаньоном, раскрутила VFTS102 до таких величин. После того как PSR J0537-6910 взорвался, превратившись в сверхновую, его соседка была отброшена на некоторое расстояние, но не прекратила быстро вращаться. Сейчас расстояние, разделяющее компаньонов, постепенно растет, что позволяет отнести VFTS102 к "убегающим" звездам.