Астрономы теряют Плутон

Астрономы заново задумались над классификацией планет. Толчок к этому процессу дало недавнее открытие небесного объекта, который многие считают десятой планетой Солнечной Системы. Рабочая группа Международного астрономического союза (IAU) намерена вынести собственное решение о том, может ли этот объект, получивший название Седна, называться планетой.

Одним из главных критериев, как говорят эксперты IAU, считается минимальный размер планеты. Исходом пересмотра может оказаться "понижение в звании" Плутона, который и раньше некоторые астрономы считали слишком маленьким для того, чтобы называться планетой.

"Если мы начнем эту работу, без сомнения Плутон перестанет называться планетой, — заявил профессор Иван Уильямс. — Однако существует уже почти вековая культура, по которой Плутон планетой является. И потому IAU учреждает рабочую группу, которая попытается определить неопределяемое".

Новый небесный объект назван Седной (пока неофициально) в честь эскимосской богини моря. Это последнее из целой серии небесных тел, приближающихся по размерам к Плутону, которые открываются в последнее время во внешних пределах Солнечной системы. Размер Седны, как полагается, составляет 1/4 размера Плутона.

Многие астрономы, в том числе и Майк Браун из Калифорнийского технологического института, руководивший группой ученых, открывших Седну, признают, что до полноценной планеты она не дотягивает, и предпочитают называть ее планетоидом, то есть чем-то средним между планетой и астероидом. Однако, как и другие объекты, найденные в последние месяцы и населяющие пояс Койпера — полосу космических дебрей за пределами внутренней Солнечной системы, Седна куда больше типичного астероида. Некоторые полагают, что открытие в этом районе нового небесного тела, рядом с которым Плутон покажется карликом — это только вопрос времени.

Один из способов решения этой проблемы — деклассификация Плутона. В 1930 году, когда он был открыт, его считали гораздо большим, чем он оказался на самом деле, и тогда у ученых вопросов не возникало. Тем не менее астрономическое сообщество и сегодня не готово в целом смириться с идеей "потери" Плутона. В 1999 году, в последний раз, когда подобное предложение в последний раз высказывалось на серьезном уровне, оно вызвало настоящую бурю, передает BBC.