Тунгусский метеорит прилетел с Марса?

О происхождении знаменитого Тунгусского метеорита до сих пор идут ожесточенные споры. Если все же предположить, что это был именно метеорит, а не космический корабль, например, то откуда он прилетел? До недавнего времени большинство экспертов отрицало, что камень мог прибыть с Марса. Однако сегодня эта версия получила право на существование.

Весной прошлого года сотрудник Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского Российской академии наук Андрей Злобин выступил с заявлением, что исследовал предполагаемые фрагменты космического тела, упавшего летом 1908 года над сибирской тайгой в районе Подкаменной Тунгуски. Три гипотетических метеоритных обломка были найдены примерно четверть века назад поблизости от русла реки в районе падения. Химический анализ показал наличие в составе образцов стекловидной коры и кварца, который для метеоритов вообще явление крайне редкое.

Читайте также: Найдены обломки тунгусского метеорита

До прошлогоднего февральского падения крупного метеорита в Челябинской области, в районе озера Чебаркуль, большинство специалистов склонялись к кометной версии Тунгусского взрыва. В пользу этого говорило отсутствие в районе Тунгуски ударного кратера и метеоритных осколков, которые можно было бы аргументированно связать с тем давним событием. Однако в последнее время ученые пришли к выводу, что в случае падения метеорита наличие кратера и осколков вовсе не обязательное явление. После этого метеоритная версия вновь стала одной из "ведущих" в связи с попыткой объяснить феномен Тунгусского взрыва.

Эксперты занялись поиском аналогов. В частности, научная группа Яны Анфиногеновой из Томского государственного университета изучила так называемый камень Джона — загадочный обломок, обнаруженный в 1972 году в котловине близ горы Стойковича, в эпицентре Тунгусского взрыва, названный в честь своего первооткрывателя, ученого-метеоритчика Джона Анфиногенова. По составу камень значительно отличался от других пород, присутствующих в этом же районе.

По химическому составу он очень похож на фрагменты, исследованные Андреем Злобиным. В процессе исследования выяснилось, что "камень Джона" состоит в основном из зерен песчаника размерами около 0,5-1,5 сантиметра. При этом структурой он напоминает образцы, найденные в последнее время на Марсе. Ранее же считалось, что кварца на Красной планете нет. Когда Злобин только объявил о результатах своего исследования, Наталья Артемьева из Института динамики геосфер РАН объявила, что в метеоритах "не бывает стекловидной коры, в них не бывает кварца".

Тем не менее, данные марсоходов подтверждают наличие на Красной планете по крайней мере следов кварца. Хотя "тунгусские" обломки все же сильно отличаются по составу от известных марсианских метеоритов, нет оснований полностью отметать данную гипотезу их происхождения. Очевидно, что если на Марсе, ближайшем соседе Земли, имеется кварц, то рано или поздно оттуда к нам могут попасть метеориты, в составе которых он присутствует. Исключать этого нельзя.

Что же касается работы госпожи Анфиногеновой и ее коллег, то, к сожалению, они не проводили анализа изотопного состава "камня Джона". А ведь если бы экспертиза показала нетипичное соотношение изотопов аргона, это могло бы прояснить ситуацию: дело в том, что в марсианской атмосфере по причине малой гравитации легкие изотопы этого газа практически отсутствуют. А вот, скажем, в земной атмосфере они есть.

Впрочем, исследование группы Анфиногеновой вызывает не меньше вопросов, чем исследование Злобина. Из довольно большого количества присутствующих на Земле метеоритов, марсианское происхождение которых доказано, нет ни одного, совпадающего по составу с "камнем Джона".

В то же время — вот парадокс! — три четверти марсианских метеоритов имеют в своем составе породы, которые на Красной планете почти не встречаются. Они по возрасту намного моложе наиболее распространенных элементов марсианской поверхности. Поскольку площадь Марса невелика, намного меньше земной, то не понятно, где на поверхности планеты следует искать участок, состоящий из таких молодых пород, по крайней мере на него ни разу не удалось наткнуться земным аппаратам.